ФЭНДОМ

В поисках чудесного Править

Глава 3 Править

Множественность "я". – Отсутствие постоянного "я" у человека. – Роли малых "я".

Очень часто, почти в каждой беседе, Гурджиев возвращался к вопросу об отсутствии в человеке единства. — Одна из главных ошибок человека, – говорил он, о которой необходимо помнить, – это его иллюзия относительно своего "я".

Человек, каким мы его знаем, "человек-машина", который не в состоянии что-либо "делать", с которым и через которого всё "случается", лишён постоянного и единого "я". Его "я" меняется так же быстро, как его мысли, чувства и настроения; и он совершает большую ошибку, считая себя всегда одним и тем же лицом; в действительности, он – всегда другая личность, не та, какой он был мгновение назад.

Человек, не имеет постоянного и неизменного "я". Каждая мысль, каждое настроение, каждое желание, каждое ощущение говорят: "Я". И в любом случае считается несомненным, что это "я" принадлежит целому, всему человеку, что мысль, желание или отвращение выражены этим целым. На самом же деле для такого предположения нет никаких оснований. Всякая мысль, всякое желание человека появляются и живут совершенно отдельно и независимо от целого. И целое никогда не выражает себя по той причине, что оно, как таковое, существует только физически, как вещь, а в абстрактном виде – как понятие.

Человек не обладает индивидуальным Я. Вместо него существуют сотни и тысячи отдельных маленьких "я", нередко совершенно неизвестных друг другу, взаимоисключающих и несовместимых. Каждую минуту, каждое мгновение человек говорит или думает: "я". И всякий раз это "я" различно. Только что это была мысль, сейчас это желание или ощущение, потом другая мысль – и так до бесконечности. Человек – это множественность. Имя ему – легион.

Смена "я", их постоянная и явная борьба за верховенство контролируется внешними влияниями. Тепло, солнечный свет, хорошая погода - немедленно вызывают целую группу "я"; холод, туман, дождь вызывают другую группу "я", иные ассоциации, иные чувства и действия. В человеке нет ничего, способного контролировать эту смену "я", – главным образом потому, что человек её не замечает или не осознаёт; он всегда живёт в последнем "я". Конечно, некоторые "я" бывают сильнее других. Но это не их сознательная сила; просто такими их создала сила случайностей или механических внешних стимулов. Воспитание, подражание, чтение, гипнотизирующее влияние религии, касты и традиций, очарование новых лозунгов – создают в личности человека очень сильные "я", которые господствуют над целыми группами других "я", более слабых. Их сила – это сила вращающихся "валов". И все "я", образующие человеческую личность, того же происхождения, что эти "валы": они – результаты внешних влияний; и те, и другие приводятся в движение и управляются внешними воздействиями ближайших моментов.

Человек не имеет индивидуальности; у него нет единого большого Я. Человек расщеплен на множество мелких "я".

И каждое отдельное малое "я" может называть себя именем целого, действовать во имя целого, соглашаться или не соглашаться, давать обещания, принимать решения, с которыми придется иметь дело другому "я" или всему целому. Этим объясняется, почему люди так часто принимают решения и так редко их выполняют. Человек решает, начиная с завтрашнего дня, рано вставать. Это решение принимает одна группа "я"; а подъём с постели есть дело другого "я", которое совершенно не согласно с таким решением, возможно, даже ничего о нём не знает. Утром человек, конечно, вновь будет спать, а вечером опять решит вставать рано. В некоторых случаях это имеет очень неприятные для человека последствия. Малое, случайное "я" может в какой-то момент; что-то пообещать уже не себе, а кому-то другому, просто из тщеславия или для развлечения. Затем это "я" исчезает; но человек, т.е. сочетание других "я", совершенно не ответственных за это обещание, вынужден расплачиваться за него в течение всей своей жизни. В том-то и трагедия человеческого существования, что каждое малое "я" имеет право подписывать чеки и векселя, а человек, т.е. целое, вынужден их оплачивать. Нередко вся жизнь человека и состоит в том, чтобы оплачивать векселя малых, случайных "я".

Глава 4 Править

Знание человека номер пять – это целостное, неделимое знание. Он имеет одно неделимое Я, и всё его знание принадлежит этому Я. Он не может иметь одно "я", которое будет желать чего-то такого, что неизвестно другому "я". То, что он знает, знает всё его существо в целом. Его знание ближе к объективному знанию, чем знание человека номер четыре.

Глава 6 Править

Меняются внешние обстоятельства, внешние влияния, и мы меняемся с ними, т.е. умирают многие из наших "я". Если же человек разовьет в себе постоянное "я", способное пережить изменения внешних условий, оно сможет пережить и смерть физического тела.

Он [человек] – машина, управляемая случайными внешними толчками. Каждый толчок вызывает на поверхность одно из его "я". Новый толчок – и это "я" исчезает, а его место занимает другое "я". Ещё одно небольшое изменение в окружающей среде – и появляется новое "я".

Глава 8 Править

"Один человек – это тот, кого он называет "я", а другие называют "Успенским", "Захаровым" или "Петровым". Другой человек – это подлинный "он", действительное "я", которое появляется в его жизни на очень короткое время, на мгновения, и может стать устойчивым и постоянным только после долгого периода работы.

...чтобы научиться не отождествлять себя, человек прежде всего должен не отождествлять себя с самим собой, не называть себя "я" всегда и во всех случаях. Он должен помнить, что в нём существуют двое он сам, т.е. Я, и кто-то другой, с которым ему нужно бороться и которого надо победить, если он желает чего-то добиться.

Мы не в состоянии видеть, как противоречивы и враждебны друг другу различные "я" нашей личности. Если бы человек почувствовал все эти противоречия и осознал бы, что он такое на самом деле, он почувствовал бы, что сходит с ума.

Глава 11 Править

Привязанность к вещам, отождествление с вещами сохраняет живыми тысячи бесполезных "я" внутри человека. Эти "я" должны умереть, чтобы родилось большое Я. Но как заставить их умереть? Они не желают умирать. И как раз здесь на помощь приходит возможность пробуждения.

Борьба против ложного "я", против главной черты, главного недостатка человека, – важнейшая часть работы, и её следует вести на деле, а не на словах.

Глава 15 Править

Однажды, описывая упражнения в сосредоточении и переключении внимания с одной части тела на другую, Гурджиев сказал: — Когда вы произносите слово "я", замечаете ли вы, где внутри вас звучит это слово? Мы не сразу сообразили, что он имеет в виду, но очень скоро стали замечать, что, произнося слово "я", некоторые из нас определенно чувствовали, что это слово как бы звучит в голове, другие слышали его в груди, третьи – над головой, вне тела. Должен здесь отметить, что лично я был совершенно лишён этих ощущений, и мне приходится полагаться на показания других. Гурджиев выслушал все наши замечания и сказал, что связанное с этим ощущением упражнение сохранилось до наших дней; по его словам, его выполняют в монастырях на Афоне. Монах стоит на коленях или в какой-то другой позе и, подняв согнутые в локтях руки, произносит громко и протяжно слово "я" и выпрямляется; одновременно он прислушивается к тому, где звучит это слово. Цель упражнения заключается в том, чтобы чувствовать "я" в любой момент, когда человек думает о себе, и переносить "я" из одного центра в другой.

Глава 16 Править

...как усилить чувство "я" и его деятельность? — С этим ничего не поделаешь, – сказал Гурджиев. Это должно прийти в результате всех ваших усилий (он подчеркнул слово "всех"). Возьмите, например, себя. В настоящее время вы должны чувствовать своё "я" иначе, чем раньше. Постарайтесь спросить себя, замечаете вы разницу или нет.

Четвертый путь Править

Глава 1 Править

Когда мы начинаем изучать себя, мы прежде всего сталкиваемся с одним словом, которое употребляем больше, чем какое-либо другое; это слово — “я”. Мы говорим: “я делаю”, “я сижу”, “я чувствую”, “я люблю”, “я не люблю” и т. д. Это наша главная иллюзия, ибо главная ошибка, которую мы совершаем относительно самих себя, это то, что мы рассматриваем самих себя как одно; мы всегда говорим о себе “я” и считаем, что говорим все время об одном и том же, тогда как в действительности мы разделены на сотни и сотни различных “я”. В один момент, когда я говорю “я”, говорит одна часть меня, а в другой момент, когда я говорю “я”, это говорит совершенно другое “я”. Мы не знаем, что имеем не одно “я”, но много различных “я”, связанных с нашими чувствами и желаниями, и не имеем никакого контролирующего “я”. Эти “я” все время меняются; одно подавляет другое, одно замещает другое, и вся эта борьба составляет нашу внутреннюю жизнь.

“Я”, которые мы видим в себе, делятся на несколько групп. Некоторые из этих групп законны, они принадлежат к правильным делениям человека, а некоторые из них совершенно искусственны и созданы вследствие недостаточного знания и благодаря некоторым воображаемым представлениям, которыми человек наделен.

Воля может существовать только в человеке, который имеет одно управляющее “я”. Но до тех пор, пока он имеет много различных “я”, которые не знают друг друга, он имеет точно так же много различных воль; каждое “я” имеет свою собственную волю, не может быть одного “я” или одной воли. Но человек может прийти к состоянию, когда он приобретает управляющее “я” и волю. Он может достичь этого состояния только путем развития сознания.

Глава 2 Править

Первая ложь, которую мы говорим себе, это когда говорим “я”.

Когда вы начнете наблюдать себя, вы увидите, что это действительно так: в вас имеются “я”, которые не знают друг друга и никогда не входят в контакт друг с другом.

В. Нет ли чего-нибудь общего во всех “я”?

О. Только одно—все они механичны. Быть механическим значит зависеть от внешних обстоятельств.

В. Я понимаю, что мы должны создать “я” из ничего. Что создает “я”?

О. Во-первых, самопознание. Есть очень хорошая восточная аллегория, которая относится к созданию “я”. Человек сравнивается с домом, полным слуг, без хозяина или управляющего, чтобы смотреть за ними. Поэтому слуги делают все, что им нравится, никто из них не выполняет своей собственной работы. Дом на ходится в состоянии полного хаоса, так как все слуги пытаются делать чужую работу, которую они не в состоянии выполнять. Повар работает в конюшне, кучер — на кухне и т. д. Единственная возможность улучшить дело, — это если бы некоторое количество слуг приняло решение выбрать одного из них в качестве заместителя управляющего, чтобы он контролировал других слуг. Он может сделать только одну вещь: он ставит каждого слугу на то дело, которое к нему относится, и таким образом они начинают делать свою настоящую работу. Когда это сделано, то появляется возможность прийти настоящему управляющему, чтобы заменить заместителя управляющего и приготовить дом для хозяина. Мы не знаем, что значит настоящий управляющий или что значит хозяин, но мы можем принять, что дом, полный слуг, и возможность ввести в работу заместителя управляющего соответствует нашему положению. Это аллегория помогает нам понять начало возможности создания постоянного “я”.

С точки зрения самоизучения и работы по достижению единого “я” мы должны понять процесс, посредством которого можем прийти от множественности к единству. Это сложный процесс, имеющий различные стадии. Между состоянием множественности “я” и одним управляющим “я”, которого мы хотим достичь, имеются некоторые стадии развития, которые должны быть изучены. Но сначала мы должны понять, что в нас имеются определенные формации, без знания которых мы не сможем понять, как же мы в конце концов придем от нашего сегодняшнего состояния к состоянию одного “я”, если это возможно для нас.

Вы видите, что хотя громадное количество наших “я” разобщены и даже не знают друг друга, они разделены на определенные группы. Это не значит, что они разделены сознательно, — они разделены по обстоятельствам жизни. Эти группы “я” проявляют себя как роли, которые человек играет в своей жизни.

Глава 3 Править

Без работы над сознанием все стороны нашего "я", которые могут быть сознательными, будут становиться более и более механическими.

Глава 5 Править

В. Я не понимаю, почему меняются “я”. Можно ли увидеть причину этого в отождествлении?

О. Это происходит всегда посредством ассоциаций. Некоторое количество “я” пытается продвинуть себя вперед, поэтому, как только человек теряет себя в одном из них, оно заменяется другим. Мы думаем, что “я” являются просто пассивными, безразличными, но эмоции, ассоциации, воспоминания всегда работают. Вот почему полезно останавливать мышление даже случайно, в качестве упражнения. Тогда вы начнете видеть, как трудно это сделать.

Глава 7 Править

Множественность и отсутствие постоянного “Я” — Пять значений слова “Я” Не говорить “Я” без различения

В. Я не вижу, почему различные симпатии должны означать различные “я” или группы “я”.

О. Потому что одно и то же “я” было бы идентичным. Когда вы говорите “я”, вы думаете о целой вещи. В действительности это только малая часть вас. Мы можем существовать только потому, что мы не можем вложить весь капитал в каждое “я”, иначе мы обанкротились бы. Мы вкладываем только гроши, Наши “я” — это гроши. Допустите, что вы имеете некоторое количество монет, все — грошами. Каждый момент, когда вы говорите “я”, вы используете грош. Это ошибка; даже такими, какими мы являемся, мы стоим больше, чем грош.

В настоящей системе о слове “я” можно сказать пятью способами на пяти различных уровнях. Человек в своем обычном состоянии представляет собой множественность “я”; это есть первое значение. Когда человек решает работать, появляется “наблюдающее Я”, или группа “я” (показанная на схеме черным); это есть второе значение. Третье значение, показанное самым малым кругом, это когда появляется Заместитель Управляющего. Он имеет контроль над некоторым числом “я”. Четвертое значение, показанное средним кругом, это когда появляется Управляющий. Он имеет контроль над всеми “я”. Пятое значение — это значение Хозяина (Хозяин — в английском варианте — “Маstеr”). Он начерчен как большой круг снаружи, так как он имеет тело во времени. Он знает прошлое, а также будущее, хотя у этого должны быть различные степени.

В. Возможно ли увеличить число “я”, заинтересованных в работе?

О. Мы имеем достаточное количество “я”, они увеличиваются в числе сами по себе. Целью является соединить их и помочь им стать одним “я”, заинтересованным в работе. Если многие различные “я” заинтересованы и не знают друг друга, одно “я” или группа “я” могут делать одну вещь, а другое — другую вещь, не зная этого. Вы можете сказать “я”, говоря о самих себе, только в отношении к вашей работе ради определенной цели: самоизучение, изучение системы, самовоспоминание и т. д. В других вещах вы должны осознать, что это не есть реально вы, но только малая часть вас, по большей части воображаемая. Когда вы научитесь различать это, когда это станет привычкой (а смысле постоянства), вы почувствуете себя на правильном пути. Но если вы всегда говорите “я” всему без различия, это только помогает вашим механическим тенденциям и усиливает их. А какое количество вещей мы делаем без желания делать их вообще? Мы должны делать то и это, об одном думать, другое чувствовать, и таким образом одна вещь за другой отнимают всю нашу энергию, и на реальную работу ничего не остается. Я сказал в первой лекции, что эти сотни и сотни “я” формируют некоторые группы, в которых несколько “я” работают совместно. Некоторые из этих групп являются естественными, другие — искусственными, а некоторые -даже патологическими. Первое естественное деление многих “я” находится в соответствии с функциями: интеллектуальной, эмоциональной, инстинктивной и двигательной. Но, помимо них, имеется много других делений, которые могут быть названы различными личностями.

В. Какая разница между личностями и многими “я”?

О. Вы можете сказать, что личности состоят из различных “я”. Всякий может отыскать нескольких личностей в себе, и реальное самоизучение начинается с изучения этих различных личностей, так как мы не можем изучать “я” — их слишком много. Но с личностями это легче, ибо каждая личность, или группа “я”, означает некоторую склонность, особенное стремление или, по временам, наклонность.

...магнетический центр есть основа, из которой растет постоянное “Я”. Позднее через посредство некоторых трансформаций магнетический центр становится постоянным “Я”. Он есть семя постоянного “Я”, но только семя — сначала он должен стать чем-то совершенно другим.

...весь наш интерес в настоящей системе, все наши усилия в самоизучении и саморазвитии и то, что иногда именуется “наблюдающим Я” — все это есть начало “Я”.

В. Является ли “Я” всегда нереальным, если оно не связано с усилием?

О. “Я” может быть только в состоянии самосознания, и каждый момент в работе создания самосознания имеет в виду усилие. Ничто не может “случаться” само по себе.

В. Считаете ли вы, что мы должны изучать нашу ложную личность методом сбора материала, наблюдений?

О. Методом разделения самих себя, путем отказа говорить всему “я”. Вы можете реально применять слово “я” только в отношении к более сознательной части вас самих — желанию работать, желанию понимать, осознанию непонимания, осознанию механичности; это вы можете называть “я”. “Я” начинает расти только в связи с изучением, с работой над собой; иначе оно не может расти и нет никакого изменения. Постоянное “Я” не приходит сразу. Все иллюзорные “я” исчезают одно за другим, и реальное “Я” постепенно становится сильнее и сильнее, главным образом через самовоспоминание. Целью является иметь контроль над “я” или личностями человека, быть способным воспитать ту или иную, организовать их некоторым образом. “Я”, которое имеет контроль, не будет одним из тех “я”, которые есть у вас сейчас. Идея формирования реального “Я” является наиболее важной; оно не может быть сформировано случайно. В большинстве случаев мы удовлетворяемся философской идеей “Я”, мы верим, что мы имеем его, и не сознаем, что фактически мы переходим от одного “я” к другому.

В. Я не совсем понимаю, как найти “Я”, которые возражают против работы? Означает ли это, что нам следует тщательно исследовать “Я”.

О. Вы не должны думать об этом теоретически. Пытайтесь найти, что в вас возражает против идей системы, или пытайтесь найти “Я” (вы можете назвать их как угодно), которые равнодушны к идеям. Предположим, что у вас есть определенные вкусы в еде. “Я”, которые интересуются едой, не могут интересоваться самовоспоминанием. Существуют также другие “Я”, заинтересованные в вещах, противоположных самовоспоминанию. Есть много вещей, которые вы можете делать с удовольствием, только если вы не помните себя, и, естественно, что эти “Я” будут очень враждебны по отношению к самовоспоминанию, потому что оно будет только портить их удовольствие. Пытайтесь найти их таким образом. Теоретические подходы не помогут.

В. Каково происхождение этих искусственных групп многих “Я”?

О. Они могут быть сформированы подражанием, желанием быть оригинальным, быть привлекательным, быть центром восхищения других людей и т. д.

В. Что вы делаете, когда находите группу “Я”, которая не хочет вспоминать себя?

О. Оставьте их в покое, Если эта (группа “Я” не хочет этого, что вы можете делать с этим? Если существуют! группы “Я”, которые этого хотят, работайте с ними. Те “Я”, которые осознают необходимость самовоспоминания, должны работать с другими “Я”, которые тоже этого хотят. Они не должны тратить свое время на уговаривание других “Я”.

В. Ожидается ли, что некоторые “Я” в человеке могут испугаться идеи отделения “Я” от “Господина А”?

О. Конечно, все “Я”, составляющие ложную личность, будут этого бояться, потому что это означает для них смерть. Но вы должны понимать, что они могут показывать свой страх в течение некоторого времени, а затем замаскировать себя для того, чтобы не умереть. Вы можете серьезно полагать, что вы покончили с ложной личностью, тогда как она только скрывается внутри какой-то черты, готовая появиться. Эта черта всегда является слабостью. Пока она сохраняется, она берег всю энергию, но она может быть очень хорошо замаскирована и в такой форме даже становиться сильнее, вырастая параллельно с ростом реального “Я”. Поэтому осознания необходимости деления на “Я” и “Господина А” недостаточно для того, чтобы ее разрушить. Вы должны помнить, что ложная личность защищает себя.

Когда ложная личность исчезает на короткое время, “Я” становится сильнее, только это не есть реальное “Я”, это многие “я”. Чем дольше периоды, в течение которых ложная личность исчезает, тем сильнее становится “Я”, составленное из многих “я”. Название “постоянное Я” не очень удачно, так как оно не является постоянным в течение длительного времени; оно только приходит и остается, когда это необходимо, а когда оно не нужно, оно может снова уйти. Поэтому лучше говорить “реальное Я”. Когда это “Я” приходит, оно контролирует все другие “я”. Оно может контролировать все так, как никакие существующие “я” не могут, поэтому оно является совершенно новым в некотором смысле. Когда это одно “Я” приходит, это не значит, что оно останется. Во-первых, возможно для него не является необходимым оставаться, так как меньшие “я” также должны научиться действовать правильно. Во-вторых, оно требует напряженной работы, и если работа ослабевает, это “Я” не может оставаться. Таким образом, многие вещи входят в его присутствие, но если вы испытали однажды вкус от его пребывания, вы многое узнаете, и вы будете уверены в том, о чем сейчас можете только предполагать.

В. Я не понимаю, что вы подразумеваете под пассивными “я”.

О. Пассивные “я” — это “я”, которые контролируются другими, активными “я”. Например, хорошие намерения могут контролироваться леностью. Леность является активной, хорошие намерения — пассивными. “Я” (или комбинация многих “я”) в контроле являются активными; “я”, которые контролируемы или ведомы, являются пассивными. Понимайте это просто.

В наиболее элементарном состоянии ложная личность является активной, а “Я” — пассивным. Тело, душа и сущность всегда остаются нейтрализующими. Когда, после многих стадий, приходит постоянное “Я”, то “Я” становится активным, многие “я” становятся пассивными и ложная личность исчезает.

Глава 10 Править

В. Как возможно найти те “я”, которые мешают нам делать то, что нам говорят?

О. В первый раз, когда вы находите, что вы не сделали то, что было предложено, отыщите причину. Во второй раз — найдите другую причину и т. д. Затем, как я сказал, находите отрицательные эмоции, которые мешают вам слышать то, что говорится, и следовать ему. Либо я не нравлюсь вам в тот день, либо не нравится кто-то другой, либо погода; тогда вы чувствуете себя оправданным в безделии.

Глава 12 Править

В. Но мы являемся общей суммой различных “я”. Как можно знать какому “я” доверять?

О. Никто не может знать — таково наше состояние. Мы должны иметь дело с тем, чем мы являемся, до тех пор, пока мы не изменимся, но мы работаем с идеей возможного изменения, и чем больше мы сознаем безнадежное состояние, в котором мы находимся, тем больше энергии мы будем иметь для создания усилий к изменению.

Глава 13 Править

В. Так как у меня нет никакого постоянного “Я”, то если я не отождествляюсь с одним “я”, отождествляюсь ли я с другим?

О. Вы должны понимать, что вам были даны некоторые идеи точно таким же образом, как их объяснял Гурджиев, то есть постепенно, аспект за аспектом. Многое объясняется сначала в общем виде, а затем добавляется больше деталей. Когда мы говорим о человеке, который не находится в настоящей работе, мы говорим, что он не имеет никакого “я”. Если человек начинает думать и делать усилия, это уже имеет в виду некоторое состояние; он имеет магнетический центр, а магнетический центр — это начало “Я”. Поэтому он не имеет больше права говорить, что у него нет никакого “Я”. Естественно, он не может сказать, что его “Я” полное и постоянное, но он должен уже иметь линию действия, и это должно иметь в виду “Я”. Оно не вполне сознательно, но оно растет.