ФЭНДОМ

П.Д. Успенский "Четвертый Путь" Править

Глава 9 Править

Мы принимаем человеческую машину за трехэтажную фабрику. Три этажа представляют голову, среднюю часть тела и низшую часть тела со спинным мозгом.

Пища входит в верхний этаж и приходит к нижнему этажу как Кислород 768. В теле она встречается с определенным Углеродом 192 и, смешиваясь с этим Углеродом, становится Азотом 384. Азот 384 встречается с другим Углеродом 96 и с помощью этого Углерода меняется из Азота 384 в Азот 192. Это восходящая октава, поэтому эти стадии представляют ноты до, ре, ми.

П.Д. Успенский "В поисках чудесного" Править

Глава 3 Править

Припоминаю и другое его замечание, которое впоследствии оказалось основой для многих неверных рассуждений и ошибочных заключений, а именно, его слова о том, что три центра нижнего этажа — инстинктивный, двигательный и половой — работают в порядке трёх сил, что половой центр обычно является нейтрализующей силой по отношению к инстинктивному и двигательному центрам, действующим как активная и пассивная сила.

Метод объяснения, о котором я говорю, и умолчания Гурджиева в его первых беседах привели к тому, что возникло непонимание, особенно в последующих группах, не связанных с моей работой. Многие обнаружили противоречия между первым изложением данной идеи и последующими разъяснениями: иногда, стараясь держаться как можно ближе к первому толкованию, они создавали фантастические теории, не имеющие никакого отношения к тому, что на самом деле говорил Гурджиев. Так, некоторые группы удержали идею трёх центров (повторяю, эти группы не были связаны со мной) и каким-то образом связали её с идеей трёх сил, с которой у неё в действительности нет никакой связи, прежде всего потому, что у обычного человека центров не три, а пять. Это соединение двух идей разного порядка, масштаба и значения дало начало дальнейшим случаям непонимания и исказило всю систему для тех, кто думал подобным образом. Возможно, сама идея о том, что три центра — интеллектуальный, эмоциональный и двигательный — являются выражением трёх сил, возникла из неправильно понятых и ошибочно повторённых замечаний Гурджиева о взаимоотношениях между тремя центрами нижнего этажа.

После первой беседы о центрах Гурджиев почти каждый раз добавлял что-нибудь новое. Как я сказал, сперва он говорил о трёх центрах, затем о четырёх, о пяти и впоследствии о семи центрах.

Едва ли в эти беседы входили подробности о частях центров. Гурджиев сказал, что центры делятся на положительную и отрицательную части, но не указал, что такое деление для разных центров не одинаково. Затем он говорил, что каждый центр делится на три части, три этажа, каждая, из которых в свою очередь делится ещё на три части. Но он не дал никаких примеров и не указал, что внимательное наблюдение даёт возможность различать работу отдельных частей центров. Всё это и многое другое было установлено позднее. Например, хотя он заложил основание для изучения роли и значения отрицательных эмоций, равно как и методов борьбы с ними (в виде отказа от отождествления, отсутствия мнительности, умения не выражать отрицательные эмоции), он не завершил эти теории и не объяснил, что отрицательные эмоции, совершенно бесполезны, что для них не существуют нормального центра.

Глава 6 Править

— Могут ли инстинктивные и двигательные функции находиться под управлением двух разных центров? — спросил я как-то Гурджиева.

— Могут, — сказал Гурджиев, — и к ним нужно прибавить еще половой центр. Это три центра нижнего этажа. Половой центр является нейтрализующим по отношению к инстинктивному и двигательному. Нижний этаж может существовать самостоятельно, потому что находящиеся в нём три центра суть проводники трёх сил. Мыслительный и эмоциональный центры не являются необходимыми для жизни.

— Какой же из них активен, а какой пассивен в нижнем этаже? — спросил я.

— Их роли меняются, — ответил Гурджиев. — В один момент двигательный центр активен, а инстинктивный пассивен; в другой момент инстинктивный активен, а двигательный пассивен. Вы должны найти примеры обоих состояний в себе самом. Но кроме разных состояний существуют также и разные типы. У некоторых людей более активен двигательный центр у других — инстинктивный. Однако ради удобства рассуждений, особенно вначале, когда важно объяснить только принципы, мы принимаем их за один центр с разными функциями, находящимися на одном уровне. Если вы возьмёте мыслительный, эмоциональный и двигательный центры, все они будут работать на разных уровнях. Двигательный же и инстинктивный находятся на одном уровне. Позже вы поймёте, что означают эти уровни и от чего они зависят.

Глава 9 Править

"Представим себе организм в виде трёхэтажной фабрики. Верхний ее этаж состоит из головы человека, средний - из груди, а нижний - из желудка, спины и нижней части тела.

"Физическая пища - это Н768, или "ля", "соль" "фа" третьей космической октавы излучений. Этот водород" входит в нижний этаж организма в виде "кислорода", "до" - Н768.

...

"До 192" (воздух) имеет возможность при поступлении в средний этаж фабрики в виде "кислорода" отдать часть своей энергии "ми 192"; он в свою очередь соединяется в определённом месте с находящимся в организме "углеродом 48" и переходит в "ре 96".

...

"Эта трёхэтажная фабрика представляет собой вселенную в миниатюре и построена согласно тем же законам и по тому же плану, что и вся вселенная.

"Чтобы понять аналогию между человеком, человеческим организмом и вселенной, рассмотрим мир, как мы делали это раньше, в виде трёх октав: от Абсолютного до Солнца, от Солнца до Земли и от Земли до Луны. Каждой из этих трёх октав недостаёт полутона между "фа" и "ми", и в каждой октаве место недостающего полутона занято особого рода "толчком", который в данном пункте создаётся искусственно. Если мы рассмотрим аналогию между трёхэтажной фабрикой и тремя октавами вселенной, то мы должны понять, что три "добавочных толчка" в трёх октавах вселенной соответствуют трём видам пищи, поступающим в человеческий организм. "Толчок" в низшей октаве соответствует физической пище; этот "толчок" представляет собой "до 768" космической трёхэтажной фабрики. "Толчок" в средней октаве соответствует воздуху; это "до 192" космической фабрики. "Толчок" в верхней октаве соответствует впечатлениям; это "до 48" космической фабрики. Все три вида жизни во внутренней работе трёхэтажной космической фабрики претерпевают такие же преобразования, что и в человеческой фабрике, изменяются по тому же плану и в соответствии с теми же законами. Дальнейшее изучение аналогии между человеком и вселенной возможно лишь после того, как человеческая машина будет досконально изучена и будут точно установлены "места", соответствующие каждому из видов "водорода" в нашем организме. Это значит, что для продолжения изучения необходимо найти точное название каждого вида "водорода", т.е. дать определение каждому виду "водорода" химически, психически, физиологически и анатомически; иными словами, установить его функции и его место в организме человека; необходимо также, если это возможно, определить связанные с ним особые ощущения."

Глава 12 Править

— Можно ли считать половой центр независимым центром? — спросил один из нас.

— Можно, — сказал Гурджиев. — Вместе с тем, если принять весь нижний этаж за одно, тогда половой центр можно рассматривать как нейтрализующую часть двигательного центра.

Глава 14 Править

"И далее, если бы даже человеку и удалось отрегулировать две составные части процесса, пищу и дыхание, этого оказалось бы недостаточно, потому что гораздо важнее знать, как регулировать пищу третьего этажа - "впечатления"".

...

«Космическая октава «Абсолютное — Луна» в соответствии с законом трёх распадается на три подчинённые октавы. В этих трёх октавах космос подобен человеку: те же «три этажа», те же три «толчка».

...

"Процесс перехода "фа-ми" можно схематично представить таким образом: космическое "фа" входит в эту машину, подобно пище для нижнего этажа, и там начинается цикл его изменений. Поэтому сначала оно звучит в машине как "до". Субстанция "соль" космической октавы служит субстанцией, входящей в средний этаж, подобно воздуху в процессе дыхания; эта субстанция помогает ноте "фа", находящейся в машине, перейти в ноту "ми". Сама нота "соль", поступая в машину, тоже звучит там как "до". Полученная теперь материя соединяется в верхнем этаже посредством субстанции космической "ля", которая поступает в верхний этаж машины тоже в виде "до"".

Глава 16 Править

«Применение «таблицы форм водорода» для определения разных свойств вещей и живых существ, состоящих из многих видов «водорода», основано на том принципе, что в каждом живом существе и в каждой вещи имеется определённый вид «водорода», составляющий центр её тяжести; это, так сказать, «средний водород» из всех форм «водорода», составляющих данное существо или вещь. Чтобы научиться находить этот средний водород, поговорим сначала о живых существах. Необходимо узнавать уровень бытия данного существа. Уровень бытия определяется в первую очередь числом «отделений» в машине. До сих пор мы говорили только о человеке и принимали его за некоторую трёхэтажную структуру. Мы не можем говорить о животных и о человеке одновременно, так как животные коренным образом отличаются от человека. Высшие животные, которых мы знаем, состоят из двух этажей, а низшие — всего из одного».

Гурджиев начертил чертёж:

Человек
Овца
Червь

«Человек состоит из трёх этажей, овца — из двух, червь — из одного.

«Нижний и средний этажи человека, так сказать, эквивалентны овце, а один нижний — червю, что позволяет говорить, что человек состоит из человека, овцы и червя, а овца — из овцы и червя. Человек — сложное существо; (уровень его бытия определяется уровнем бытия существ, из которых он состоит. Овца и червь могут играть в человеке более или менее значительную роль. Так, червь играет главную роль в человеке номер один; в человеке номер два главную боль играет овца; в человеке номер три — человек. Но все эти определения имеют смысл только в индивидуальных случаях. В целом, «человек» определяется центром тяжести среднего этажа.

«Центр тяжести среднего этажа человека — это «водород 96». «Разумность» «водорода 96» определяет и среднюю «разумность» «человека», т.е. физического тела человека. Центром тяжести «астрального тела» будет «водород 48». Центром тяжести третьего тела будет «водород 24», а центром тяжести четвёртого — «водород 12».

«Если вы помните диаграмму четырёх тел человека, которая была дана раньше и в которой были показаны формы «среднего водорода» верхнего этажа, вам легче будет понять то, что я говорю сейчас».

Гурджиев начертил диаграмму:

48 24 12 6
96 48 24 12
192 96 48 24

«Центр тяжести верхнего этажа содержит только один вид «водорода» выше центра тяжести среднего этажа; а центр тяжести среднего этажа — один вид «водорода» выше нижнего этажа.

«Но, как я уже сказал, чтобы определить уровень бытия при помощи «таблицы форм водорода», берут обычно средний этаж.

«Пользуясь этим как отправным пунктом, можно решить, например, такую задачу:

«Предположим, что Иисус Христос — это человек номер восемь; во сколько раз Иисус Христос разумнее стола?

«Стол не имеет этажей. Он целиком лежит между «водородом 1536» и «водородом 3072», согласно третьей шкале «таблицы форм водорода». Человек номер восемь — это «водород 6», таков центр тяжести среднего этажа человека номер восемь. Если мы сумеем вычислить, во сколько раз «водород 6» разумнее «водорода 1536», мы узнаем, во сколько раз человек номер восемь разумнее стола. Но в этой связи надо помнить, что «разумность» определяется не плотностью материи, а плотностью вибраций. Плотность вибраций, однако, возрастает не путём удвоения, как в октавах «водорода», а в иной прогрессии, которая во много раз превышает первую. Если бы вы знали точный коэффициент этого увеличения, вы смогли бы решить данную задачу. Я хочу лишь показать вам, что какой бы странной эта задача ни казалась, её можно решить.