ФЭНДОМ

Четвертый путь Править

Глава 1 Править

...учитывание может быть двух родов — когда мы учитываем чувства других людей, и когда мы учитываем наши собственные чувства. Мы учитываем, главным образом, наши собственные чувства, обычно в том смысле, что люди почему-то не оценивают нас достаточно, не думают о нас достаточно или не заботятся о нас достаточно. Мы находим много слов для этого. Это очень важная грань отождествления и очень трудно быть свободным от нее; некоторые люди целиком в ее власти. Во всяком случае, очень важно наблюдать учитывание.

Глава 5 Править

Внешнее и внутреннее учитывание

Имеются два вида учитывания: внутреннее и внешнее. Внутреннее учитывание — это то же, что и отождествление. Внешнее учитывание требует некоторой доли самовоспоминания; она означает принятие в расчет слабости других людей, постановки себя на их место. В жизни это часто описывается словом “такт”, но такт может быть воспитанным или случайным. Внешнее учитывание означает контроль. Если мы научимся применять его сознательно, это даст нам возможность контроля.

Внутреннее учитывание — это чувство того, что люди не дают нам достаточно, не оценивают нас достаточно. Внутреннее учитывание исключает внешнее. Внешнее учитывание должно быть культивируемо, внутреннее должно быть исключено. Но сначала понаблюдайте и посмотрите, как часто вы упускаете моменты внешнего учитывания и какую огромную роль в жизни играет внутреннее учитывание.

Изучение внутреннего учитывания, механичности, лжи, воображения, отождествления показывает, что все они принадлежат нам, что мы всегда находимся в этих состояниях.

В. Скажите, пожалуйста, еще раз, что такое внутреннее и что такое внешнее учитывание?

О. Внешнее учитывание является формой самовоспоминания в отношении к людям. Вы учитываете других людей и делаете не то, что приятно вам, но что приятно им. Это значит, что вы должны жертвовать собой, но это не означает самопожертвования. Это означает, что в отношениях с людьми вы не должны поступать без размышления. Вы должны сначала думать, а затем действовать. Ваше размышление покажет вам, что если чаще всего человек предпочитает, чтобы вы действовали определенным образом, а вам при этом все равно, то почему не делать то, что нравится ему? Поэтому идея жертвы не входит сюда. Но если для вас это не все равно, тогда это совершенно другое. Что лучше для вас, что лучше для них, кем являются эти люди, что вы хотите от них, что хотите сделать для них, — все это должно войти в размышление. Но идеей является то, что в отношении к людям ничего не должно происходить механически, без размышления. Вы должны выбирать ваш образ действий. Это значит, что вы не должны проходить мимо людей, не видя их. А внутреннее учитывание означает, что вы проходите мимо них, не замечая их. Мы имеем слишком много внутреннего и недостаточно внешнего учитывания. Внешнее учитывание очень важно для самовоспоминания. Если его недостаточно, мы не можем помнить себя.

В. Вы хотите сказать, что доброта является внешним учитыванием?

О. То, что вам знакомо из жизни, не является внешним учитыванием. Необходимо понять принцип и создать стандарты для себя. С помощью внешнего учитывания вы контролируете впечатление, которое хотите создать. Внутренним учитыванием вы хотите создать одно впечатление, а создаете другое.

В. Внешнее учитывание кажется мне очень далеким.

О. Оно должно быть здесь сегодня. Если оно остается далеким, вы остаетесь далекими от себя.

В. Включает ли внешнее учитывание способность играть сознательную роль?

О. Да, но имеются различные степени. Внешнее учитывание является только началом; играть сознательную роль означает значительно большее.

В. А что является внутренним учитыванием?

О. Ощущение, что люди не платят вам достаточно; внутренние счеты, постоянное ощущение обманутости, низкооплачиваемости.

В. Я нахожу очень трудным остановить внутреннее учитывание. Нет ли какой-либо специальной техники, применяемой против него?

О. Нет, специальной техники нет; только понимание и правильные точки зрения. Больше наблюдайте. Возможно, что вы найдете моменты, свободные от учитывания, и увидите, как начать борьбу с ним и изучение. Оно является механическим, механическим отношением, таким же, как отождествление.

В. Является ли самооправдание всегда проявлением внутреннего учитывания?

О. Они связаны, но это нечто иное. Внутреннее учитывание не требует какого-либо оправдания. Обычно всегда требуется причина для оправдания, но если мы находимся в состоянии внутреннего учитывания, мы всегда оправдываем это. Внутреннее учитывание означает отождествление, внешнее учитывание означает борьбу с отождествлением. Внутреннее учитывание является механическим; внешнее учитывание означает по меньшей мере внимание. Поэтому, практикуя неотождествление, пытаясь контролировать внимание, вы найдете много возможностей изучения внешнего учитывания, и, если вы отыщете примеры, возможно, найдете и методы борьбы с внутренним учитыванием и трансформации его в практику внешнего учитывания. Например, вы беседуете с кем-либо, от кого хотите что-то получить. Скажем, он знает что-то, и вы хотите, чтобы он сказал вам то, что он знает. Тогда вы должны разговаривать так, чтобы ему понравиться, не споря, не противореча ему. Внешняя оценка всегда практична.

В. Означает ли внутреннее учитывание, что мы оцениваем себя слишком высоко?

О. Оно всегда принимает форму внутренней торговли, размышления, что другие люди не оценивают вас достаточно. Очень важно понять внутреннее учитывание. У него есть так много тонких форм ее, которых мы не замечаем, и тем не менее наша жизнь наполнена этим.

В. Является ли учитыванием желание быть замеченным?

О. Учитыванием является как желание быть замеченным, так и желание быть не замеченным. Имеется много психологических состояний, которые обычная психология не может объяснить или описать, зависящих от отождествления и учитывания.

В. Как наилучшим образом думать о внутреннем учитывании?

О. Вы должны пытаться в свободные моменты составить правильное мнение о нем. Когда вы учитываете, это уже слишком поздно. Вы должны думать о типичных случаях учитывания, о том, что создает его, и затем иметь правильную точку зрения о нем, осознать, насколько оно бесполезно и смешно. Потом сравните его с внешним учитыванием и попытайтесь не забывать этого. Если вы сделаете это, вы сможете это вспомнить, когда придет момент учитывания, и, возможно, тогда внутреннего учитывания не будет. Что действительно важно, так это думать об учитывании, когда вы свободны от него, а не оправдывать и не скрывать его от себя.

В. Чем больше я пытаюсь работать, тем больше, по-видимому, учитываю внутренне. Это кажется наиболее трудным из всего, с чем приходится иметь дело.

О. Если вы работаете, учитывание не может расти, оно становится только более видимым. А это означает, что оно уменьшается, ибо оно не может быть видимо без своего уменьшения. Тот факт, что вы замечаете его, доказывает, что оно становится менее сильным. Это является естественной иллюзией, такой же, как тогда, когда кажется, что вы перестали понимать, как прежде. Это означает начало понимания. Первое сомнение в понимании уже означает некоторое понимание.

Глава 13 Править

В. Имеется ли какое-нибудь действие, которое можно было бы предпринять, кроме самовоспоминания, чтобы перестать внутренне учитывать?

О. Вспоминайте себя, и это покажет вам. Это одна и та же вещь: если вы учитываете, вы не можете вспоминать себя. Если вы хотите остановить учитывание, вы должны вспоминать себя; без самовоспоминания вы не можете это остановить.