ФЭНДОМ

В поисках чудесного[1] Править

Глава 4 Править

«В таком же соответствии стоят друг к другу разные виды религии. Существует религия человека номер один, т. е. религия обрядов, внешних форм, жертвоприношений и церемоний, обладающих внешним великолепием и блеском или, наоборот, мрачным, жестоким и диким характером и т.п. Есть религия человека номер два: религия веры, любви, обожания, импульса, энтузиазма, которая очень скоро превращается в религию преследований, угнетения, истребления «еретиков» и «язычников». Есть религия человека номер три — интеллектуальная, теоретическая религия, религия доказательств и доводов, основанных на логических выкладках, соображениях и толкованиях. Религии номер один, два и три — это единственные религии, которые мы знаем; все известные религии и секты принадлежат к одной из этих трёх категорий. Что такое религия человека номер четыре или человека номер пять, мы не знаем — и не сможем узнать, пока остаёмся в своём нынешнем состоянии.

Глава 5 Править

Кто-то случайно спросил его во время беседы, заключено ли в учениях и обрядах существующих религий что-нибудь реальное и ведущее к определённой цели. — Да и нет, — сказал Гурджиев. — Вообразите, что мы сидим здесь и разговариваем о религиях, а горничная Маша слышит наш разговор. Она, конечно, понимает его по-своему и повторяет то, что ей понятно, швейцару Ивану. Швейцар Иван опять-таки понимает всё по-своему и повторяет то, что ему понятно, кучеру Петру, живущему за стенкой. Кучер Петр едет в деревню и пересказывает там то, что говорят городские господа. Как вы думаете, будет ли его рассказ хоть сколько-нибудь напоминать то, что говорим мы? Совершенно такая же связь существует между существующими религиями и тем, что было их основанием. Вы получаете учения, традиции, молитвы, обряды не из пятых, а из двадцать пятых рук; разумеется, почти всё здесь искажено до неузнаваемости, а существенные элементы давно забыты.

Глава 12 Править

Хорошее знание религии тоже может оказаться полезным. Но если человек привязан к религиозным формам и не понимает их сущности, он найдёт систему очень трудной. В общем, если человек мало знает, мало читал и мало думал, разговаривать с ним трудно. У того, кто обладает хорошей сущностью, имеется другой путь, ему вообще не нужны разговоры; но в таком случае он должен быть послушным и отказаться от своей воли. К этому состоянию он должен прийти тем или иным путём. Можно сказать, что имеется одно, общее для всех, правило. Чтобы серьёзно приблизиться к настоящей системе, люди должны сначала разочароваться, во-первых, в самих себе, т.е. в своих силах, во-вторых, во всех старых путях. Человек не почувствует самое ценное в системе, если он не разочарован в том, что делал и делает, не разочарован в том, что искал и ищет. Если это религиозный человек, он должен быть разочарован в религии; если политик, он должен быть разочарован в политике; если философ, он должен быть разочарован в философии; если теософ, он должен быть разочарован в теософии; если оккультист, он должен быть разочарован в оккультизме. И так далее — вы должны понять, что это значит. Например, я говорю, что религиозный человек должен быть разочарован в религии; но это не значит, что он должен потерять веру. Напротив, это значит быть «разочарованным» в учении и методах, понимать, что религиозные учения, которые ему известны, недостаточны и никуда не могут его привести. Все религиозные учения, кроме совершенно выродившихся религий дикарей и придуманных религиозных течений и сект нашего времени, состоят из двух частей: видимой и скрытой. Разочароваться в религии — значит разочароваться в видимой части религии и испытывать необходимость найти скрытую и неизвестную её часть. Разочароваться в науке — не значит утратить интерес к знанию; это означает убедиться в том, что обычные методы науки не только бесполезны, но и ведут к построению абсурдных и противоречивых теорий, а убедившись в этом, — искать другие методы.

Глава 15 Править

В беседах описываемого периода, т.е. конца 1916 года, Гурджиев несколько раз касался вопросов религии. Иногда кто-нибудь спрашивал его о религии; и Гурджиев неизменно начинал с того, что обращал особое внимание на то, что наше отношение к религии в основе своей содержит нечто весьма ошибочное. — Во-первых, — говорил он, — религия есть относительное понятие: она соответствует уровню человеческого бытия, и религия одного человека может совершенно не годиться для другого. Иными словами, религия человека «Необходимо понять, что религия человека номер один есть религия одного рода; религия человека номер два — религия другого рода; и религия человека номер три — это религия третьего рода. Религия человека номер четыре, пять и далее — это явление совершенно иного порядка, чем религия человека номер один, два и три. «Во-вторых, религия — это делание; человек не просто думает о своей религии или чувствует её, а «живёт» ею, «живёт» своей религией, насколько это в его силах; иначе это будет не религия, а просто фантазия или философия. Нравится это ему или нет, но он показывает своё отношение к религии действиями — и он может показать своё отношение к ней только действиями. Поэтому если его действия противоположны тем, которых требует данная религия, он не может утверждать, что принадлежит к ней. Огромное большинство людей, называющих себя христианами, не имеет никакого права так называть себя, ибо эти люди не только не исполняют требований своей религии, но даже и не думают, что эти требования необходимо исполнять. ________________________________________ — Вы должны понять, — говорил он, — что подлинная религия, т.е. такая, которая была создана знающими людьми с определённой целью, состоит из двух частей. Одна из них учит тому, что нужно делать. Эта часть становится общим достоянием и с течением времени искажается и отходит от первоначального источника. Другая часть учит тому, как осуществить то, чему учит первая часть. Эта часть хранится в тайне в особых школах, и с её помощью удаётся исправлять всё то, что было искажено в первой части, или восстанавливать то, что забылось. «Без этой второй части невозможно никакое знание религии; во всяком случае, это знание будет неполным и очень субъективным. «Такая тайная часть существует и в христианстве, как и во всех других религиях; она учит тому, как выполнять заповеди Христа, тому, что они в действительности означают».

4-й путь[2] Править

Глава 15 Править

Что такое религия? Это слово применяется очень часто; есть люди, которые применяют его каждый день, но не могут определить, что оно символизирует. В этой системе мы слышали, что для различных людей существует различная религия. Что имеется религия человека № 1, религия человека № 2, религия человека № 3 и т. д. Но как мы можем определить различие между ними? Прежде чем прийти к определениям, мы должны понять сначала, что наиболее необходимым элементом во всех религиях, известных нам, является идея Бога — Бога, с которым мы можем находиться в личном контакте, к которому мы можем, так сказать, обращаться, у которого можем просить помощи и в возможность помощи которого можем верить. Неотделимой частью религии является вера в Бога, то есть в Высшее Существо, всемогущее и вездесущее, которое может помогать нам во всем, чего мы желаем или что хотим делать. Я не рассуждаю о том, является ли это правильным или ложным, возможным или невозможным. Я просто говорю, что вера, то есть вера в Бога и в его силы для того, чтобы помогать нам, — это существенная часть религии. Молитва — это тоже неотъемлемая часть религии; но молитва может быть различной. Молитва может быть просьбой о помощи во всем, что мы можем предпринимать, и в школьной работе молитва может становиться помощью сама по себе. Она может стать инструментом работы, используемым для оживления идей системы, может использоваться для самовоспоминания и для напоминания нам о сне и о необходимости пробуждения. В то же самое время выражения религиозного языка не могут быть точно переведены на язык системы. Во-первых, из-за элемента веры в религии, и, во-вторых, потому что то, что принимается религией и религиозным языком как факты и утверждения, в этой системе относится к нелогичному и противоречивому. Тем не менее, было бы неправильным сказать, что религия и эта система несовместимы или противоречат друг другу; но мы должны учиться не смешивать два языка. Если мы начинаем смешивать их, мы испортим любое полезное решение, которое могло быть сделано, исходя из религии или из этой системы. Возвращаясь к идее Бога, идее, неотделимой от религии и религиозного языка, мы должны сначала спросить себя, как могут быть разделены религии в общем и в историческом плане. Они могут быть разделены на религии с одним Богом и религии с несколькими богами. Но даже в этом разделении нужно помнить, что существует громадное различие между обычным пониманием монотеизма и политеизма и пониманием этих идей данной системой. Хотя есть определенные различия между богами, как, например, в греческой мифологии, в обычном понимании политеизма все боги находятся примерно на одном уровне. С точкой зрения этой системы, включающей идею различных школ и различных законов на разных уровнях, человек приобретает совсем другое понимание взаимосвязи богов. Если мы принимаем Абсолют за Бога, то мы можем видеть, что он не имеет никакого отношения к нам. Абсолют — это Бог для богов; он имеет отношение только к следующему миру, то есть, к Миру 3. Мир 3 — это Бог для следующего Мира, то есть, Мира 6, а также для последующих миров, но в меньшей и в меньшей степени. Тогда Галактика, Солнце, Планеты, Земля и Луна являются богами, каждый из которых заключает в себе меньших богов. Луч Творения как целое, принятый за одну триаду, также есть Бог: Бог Святой, Бог Крепкий, Бог Бессмертный. Таким образом, мы можем выбирать, с какого уровня мы хотим взять нашего Бога, если мы хотим применить слово “Бог” в религиозном смысле, то есть в смысле Бога, имеющего непосредственный доступ к нашей жизни. С точки зрения настоящей системы мы ничем не можем доказать, что какой-либо из этих миров может иметь личное отношение к нам; но в настоящей системе имеется место для Бога. В боковой октаве, которая начинается в Солнце как до, имеются две совершенно неизвестные точки, о которых мы не имеем никаких сведений для размышления. Октава начинается как до в Солнце, затем переходит в си на уровне Планет. На Земле она становится ля-соль-фа, которое составляет Органическую Жизнь, включая человека. Каждое отдельное существо в человеческом, животном, растительном царствах умирает; тело, или то, что остается от тела, идет в Землю и становится частью Земли, а душа идет к Луне и становится частью Луны. Из этого мы можем понять ми и ре; но о си и до мы ничего не знаем. Эти две ноты могут дать начало многим предположениям относительно возможного места Бога или богов, имеющих некоторое отношение к нам в Луче Творения. Теперь, держа в уме все то, что было сказано, мы можем приступить к изучению Молитвы Господней.

  1. П.Д. Успенский "В поисках чудесного"
  2. П.Д. Успенский "4-й путь"