ФЭНДОМ

Можно изучать Солнце и Луну. Но человек внутри себя имеет все. Внутри меня есть Солнце, Луна, Бог. Я - это вся жизнь в ее полноте ("Взгляды из реального мира")

Взгляды из реального мира Править

Нью-Йорк, 1 марта 1924 г. Править

(Был задан вопрос о Луне) Ответ: Луна - большой враг человека. Мы служим Луне. Прошлый раз вы слышали о кундабуфере; кундабуфер и есть представитель Луны на Земле. Мы подобны овцам Луны; она чистит их, кормит и стрижет, сохраняя для своих целей; а когда проголодается, она убивает их в огромном количестве. Вся органическая жизнь работает на Луну. Пассивный человек служит инволюции, активный - эволюции. Вы должны выбирать. Но тут есть принцип: на одной стороне, на одной службе вы можете надеяться на карьеру, а на другой получаете много, но без карьеры. В обоих случаях мы становимся рабами, потому что в обоих случаях у нас появляется хозяин. Внутри себя мы также имеем Луну, Солнце и т.д. Мы являем собой целую систему. Если вы знаете, что такое ваша Луна, что она делает, вы можете понять и космос…

Четвертый путь Править

Глава 1 Править

Взглянув сверху вниз, мы можем начать понимать огромную разницу в масштабе, если сравним все Солнца и наше Солнце с Землей и всеми планетами. Мы сможем понять, что они стоят в некотором определенном соотношении по масштабу друг к другу. Самой малой является Луна, а за Луной мы ничего не знаем…

Наихудшим местом является Луна, но Земля почти так же плоха. Это подобно жизни вблизи северного полюса, что объясняет, почему так много вещей являются трудными на Земле.

Глава 2 Править

Люди никогда не понимали друг друга, но в наше время ситуация в жизни становится более сложной и опасной. В то же время люди, такие, какими они являются, служат целям Луны и Земли

Глава 8 Править

Питание Луны — Космические влияния — Механические влияния Луны

…все галактики, наша галактика, наша Солнечная система, планеты, Земля и Луна, находящаяся в сфере влияния Земли, — все находятся в Абсолюте.

Точкой роста Луча является Луна. Идея состоит в том, что в конечном итоге Луна станет подобна Земле, а Земля — подобной Солнцу; затем появится другая Луна, и таким образом рост будет продолжаться до некоторого пункта. Но это, конечно, вне нас.

Органическая жизнь есть вид приемного аппарата для улавливания и передачи влияний, идущих от планет Солнечной системы. В то же самое время, служа в качестве средства коммуникации между Землей и планетами, органическая жизнь питает Луну. Все, что живет, служит целям Земли; все, что умирает, питает Луну. Сначала это звучит странно, но когда мы поймем законы, управляющие органической жизнью, мы осознаем, что это основано на весьма жестком законе, законе, что один класс живых существ поедает другой класс. Это не только делает органическую жизнь независимой, но также дает ей возможность питать Луну и служить в качестве передатчика энергии. Таким образом, органическая жизнь служит многим целям — целям больших миров, планет, Земли и Луны.

В. Почему душа после смерти идет на Луну? О. Луна голодна.

В. Разве Земля так же не голодна? О. Вся поверхность Земли, ее состав и структура, зависят от органической жизни. Земля получает тело, ибо это есть то, чего она хочет. Это зависит от вкуса и аппетита. Земля хочет одного, Луна — другого. Это очень интересная идея. Позднее вы увидите более ясно, как связаны явления, как одна вещь заставляет другую расти. Таким способом некоторые материалы переходят на Луну, в противном случае они не были бы способны достичь ее. И они приходят туда в уже переваренной форме.

Мы не знаем много о влияниях, идущих от Луны, но мы знаем, что она играет очень важную роль в органической жизни, и без понимания того, как это связано и каким образом жизнь человека на Земле связана с планетами и Солнцем, мы не можем понять положение человека и его сегодняшней жизни. Например, без этой диаграммы невозможно понять, что человек живет в очень плохом месте Вселенной и что многие вещи, которые мы рассматриваем как несправедливые, против которых мы восстаем и пытаемся бороться, являются в действительности результатом этого положения органической жизни на Земле. Если бы мы были на Луне, было бы еще хуже — не было бы никакой возможности развития. На Земле имеется возможность развития — мы можем развить в себе некоторые части.

В настоящее время мы находимся в основном под влиянием Луны. Мы должны становиться более и более сознательными для того, чтобы попасть под более высокие влияния.

В. Каким образом мы находимся под влиянием Луны? О. Луна играет очень важную роль в нашей жизни или, вернее, в существовании органической жизни на Земле. Луна управляет всеми нашими движениями. Если я двигаю своей рукой, это делает Луна, так как без влияния Луны это не может случиться. Луна подобна гире на старинных часах, а органическая жизнь подобна часовому механизму, который поддерживает ход посредством этой гири. Действие Луны на нашу жизнь чисто механическое. Она действует посредством одной только гири, и она получает более высокие энергии, которые постепенно делают ее живой. Когда вы вспомните четыре вида энергии: механическую энергию, жизненную энергию, психическую энергию и сознательную энергию, то Луна действует с механической энергией, подобно огромному электромагниту, притягивающему материю души. Когда она получает эту материю, ее температура меняется. Луна находится в очень низком состоянии, значительно более низком, чем Земля.

Вся наша механичность зависит от Луны. Мы подобны марионеткам, движимым посредством проволок, но мы можем быть более свободными от Луны или менее свободными. Когда мы поймем это, мы поймем и то, что путь к большей свободе лежит через неотождествление, отсутствие учитывания, борьбу с отрицательными эмоциями и т. д. В настоящее время мы не можем ступить шага без энергии Луны; проволоки не могут быть отрезаны сразу, ибо тогда марионетки просто упали бы. Необходимо сначала научиться двигаться. Все спящие люди находятся под влиянием Луны. Они не имеют никакого сопротивления, но если человек развивается, он может постепенно обрезать некоторые из проволок, которые нежелательны, и может открыть себя для более высоких влияний. Таким путем он может стать свободным от Луны, если не полностью, то, по крайней мере, значительно больше, чем в настоящее время. В. Приходят ли с Луны более низкие влияния? О. Более механические влияния. Если человек находится полностью под влиянием Луны, он является машиной.

В. Считаете ли вы, что Луна воздействует на нас как физически, так и психологически? О. Физическое влияние — это другое. Это нормально. Когда же Луна начинает воздействовать на наш ум и эмоции, это плохо. Это случается только тогда, когда человек отрезан от более высоких влияний; но ничто не может отрезать его от них, кроме него самого.

В. Могли бы вы сказать нам больше об идее питания Луны? О. Сначала я должен задать вам вопрос: что означает для вас эта идея? Какой главный принцип вы видите в ней? В. Я не понимаю ее первый принцип. О. Видите ли, вы можете взглянуть на эту идею с различных точек зрения, даже если вы слышите ее в первый раз. Когда вы видите правильный принцип, все становится ясным. Когда я впервые услышал об этой идее, она показалась мне странной, но в то же время я видел, что принцип, стоящий за ней, состоял в том, что все связано между собой, что вещи не существуют отдельно, что органическая жизнь определенным образом связана с Землей и Луной.

В. Является ли Луна причиной человеческих катастроф, требуя определенной пищи для своего существования? О. Луна не является причиной катастроф; мы сами виноваты — не имеет смысла обвинять Луну. Предположите, что мы не заботимся о ремонте стены, и она падает. Чья это вина? Она падает по физическим законам, но в то же время это не может быть виной физических законов. Если космические влияния падают на нужную почву, то катастрофы не происходят, так же как стена не падает, если мы ремонтируем ее. Но, конечно, могут быть большие катастрофы, на которые не влияет наше отношение к ним.

В. Почему Солнце, планеты и Луна хотят общаться? О. Все это одна вещь; только для нас вещи выглядят отдельными, в действительности все они связаны друг с другом, подобно различным частям тела. Это похоже на циркуляцию крови в организме или на движение сока в растущей ветке. Вот почему общение необходимо.

В. Вы сказали, что органическая жизнь управляется 96 законами, так же, как Луна? О. Число то же самое, но совсем различное проявление. Органическая жизнь не является подобной Луне. Луна есть космическое тело, органическая жизнь есть пленка на поверхности Земли. Число законов показывает только отношение данной единицы к остальному, но не ее бытие и состав.

В. Воздействует ли Земля на Луну и другие планеты? О. Да, но нас интересует только то, что воздействует на органическую жизнь и, через органическую жизнь, на нас самих.

В. Как мы можем проверить произвольные утверждения о роли органической жизни и о Луне, которая является самой молодой в Луче? О. Нет никаких произвольных утверждений — все это исходит из системы. Это не моя система, не я изобрел ее. Просто как теория она не представляет никакого интереса; она интересна только, если мы сознаем, что она исходит из высшего разума. Я начал с психологической стороны, чтобы дать вам возможность оценить эти идеи. Если вы поняли это, будьте терпеливы.

Органическая жизнь на Земле, играя роль азота третьей триады, является поэтому углеродом в четвертой триаде Луча. Другими словами, она проводит активную силу, которая встречается с соответствующим кислородом и азотом. Земля — это кислород, а Луна — азот, через который влияния органической жизни переходят к Земле.

Теперь, если мы берем Луч Творения, разделенный на четыре триады, и помним, что полная сумма каждой триады — это определенный водород, мы получим четыре водорода или четыре определенных плотности материи. Эти четыре водорода могут быть приняты соответственно четырем основным точкам Вселенной. Первая соответствует Абсолюту, вторая — Солнцу, третья — Земле и четвертая — Луне.

...мы исследуем переход излучений между четырьмя основными точками космической октавы. Мы берем излучения между каждыми двумя точками в форме октавы и получаем, таким образом, три октавы: Абсолют — Солнце; Солнце — Земля; Земля — Луна.

Когда тело умирает, душа освобождается и притягивается этим огромным “электромагнитом” — Луной.

Глава 10 Править

Создание Луны в себе

Имеется выражение в настоящей системе “создать Луну в себе”. Поговорим о том, что это значит. Это символическое выражение, а символы в форме диаграмм или символических выражений применяются для весьма определенных целей. Символ выражает сразу много идей. Если бы он имел в виду только одну идею, ответ был бы прост; но символ применяется, чтобы избежать длинных описаний и вложить многие идеи в одно изречение.

Как расшифровать диаграмму или символическое выражение? Чтобы расшифровать символ, необходимо знать порядок идей, заключенных в нем.

Теперь, если мы спрашиваем, что может значить “создать Луну в себе”, мы должны сначала спросить себя, какова функция Луны в отношении к органической жизни? Луна уравновешивает органическую жизнь — все внешние движения уравновешиваются Луной. Что случится, если эта функция Луны исчезнет? Будет ли это благоприятным для отдельного человека или наоборот?

Мы должны осознать, что все это относится к бытию. Каковы черты нашего бытия? Главной чертой нашего бытия является то, что мы множество. Если мы хотим работать над нашим бытием, сделать его более соответствующим нашей цели, мы, должны пытаться стать едиными. Но это очень далекая цель. Что значит стать единым? Первый шаг, который еще очень далек, это создать постоянный центр тяжести. Это и есть то, что означает “создание Луны в себе”. Луна есть постоянный центр тяжести, который уравновешивает нашу физическую жизнь, но в нас самих мы не имеем такого равновесия, поэтому, когда мы создаем это равновесие или центр тяжести в самих себе, мы не нуждаемся в Луне.

Но сначала мы должны решить, что значит отсутствие постоянного “Я”. Нам говорили о многих чертах этого “Я”, но они должны быть установлены определенно путем наблюдения, и чтобы подойти ближе к идее “создания Луны в себе”, мы должны различать, что является важным и что незначительным. Затем мы должны начать бороться против тех черт, которые препятствуют нам стать едиными.

В. Какова цель борьбы против своеволия? О. Вы помните, как мы начинали. Целью было создание центра тяжести, “создать в себе Луну”. Мы не можем делать это через своеволие.

Создание “Луны в себе” связано с идеей жертвования страданием. Когда мы начинаем жертвовать страданием, мы начинаем создавать в себе “Луну”. Мы всегда хотим сохранить наше страдание, однако “Луна” может быть создана только из нашего страдания. Только мы должны помнить, что отдача страдания есть одно действие, а “создание Луны” есть результат непрерывного ряда действий.

Глава 12 Править

"Лунатик" Править

…в каждом из нас имеются черты бродяги и лунатика. Это не значит, что если мы связаны со школой, мы уже свободны от этих черт. Они играют определенную роль в нас, и в изучении бытия мы должны обнаруживать их; мы должны знать, каким путем они мешают нашей работе, мы должны бороться с ними. Это невозможно без школы. Как я сказал раньше, бродяги могут быть не только богатыми, они могут быть очень хорошо устроенными в жизни и, тем не менее, быть бродягами. Лунатики могут быть очень учеными людьми и занимать высокое положение в жизни и, однако, быть лунатиками.

В. Является ли одной из черт лунатика его желание таких вещей, которые несоразмерны с другими вещами и таким образом являются вредными для него? О. “Лунатик” — это человек, который всегда гоняется за ложными ценностями, который не умеет разбираться. Он всегда является формирующим. Формирующее мышление всегда дефективно, а лунатики особенно преданы формирующему мышлению, это их главная болезнь. Имеется много различных путей быть формирующим.

Лунатик более опасен, так как это означает ложные ценности и формирующее мышление.

Как создается “Хаснамусс” — это другой вопрос. Это начинается с формирующего мышления, с формирования бродяги и лунатика в одно и то же время.

В лунатике может быть много дисциплины, только ошибочного рода — целиком формирующей. Поэтому борьба с формирующим мышлением есть борьба против лунатизма, а создание дисциплины и самодисциплины есть борьба против бродяги.

…имеются некоторые люди, которые потеряли способность к практическому мышлению или способность развития. В таком случае они полностью являются лунатиками или бродягами, в соответствии с тем, что они потеряли.

В. Кажется, что люди в категории лунатиков и бродяг находятся дальше от любого понимания истины, чем домохозяева? О. Нет гарантии этого. Как показывают факты, они могут быть точно на том же самом уровне в отношении к этому, но их потенциальность иная. Как и многое другое, люди не различают этих проявлений; люди не отличаются друг от друга в среде механических людей. Но возможности различны. Один может стать другим, другой не может; один может измениться, только если происходит чудо, другой может измениться путем своих собственных усилий и с некоторой помощью.

В. Вы говорите, что все мы являемся частично бродягами, лунатиками и домохозяевами? О. Пытайтесь не думать об этом в этих терминах. Найдите ваши собственные слова — что подразумевается под “домохозяином”, что под “бродягой”, что под “лунатиком”. Эти слова не являются описанием, они только намек на некоторые возможности.

Лунатик ценит то, что не имеет никакой ценности, и не ценит того, что имеет ценность. Это есть главные характерные особенности, не описание.

Глава 15 Править

Каждое отдельное существо в человеческом, животном, растительном царствах умирает; тело, или то, что остается от тела, идет в Землю и становится частью Земли, а душа идет к Луне и становится частью Луны.

В поисках чудесного Править

Глава 1 Править

Планеты и Луна как живые существа

…человечество, или, более правильно, органическая жизнь на Земле, испытывает воздействия, исходящие из разных источников и разных миров: влияние Луны, влияние планет, Солнца и звёзд.

… Гурджиев говорил о планетах, о Луне, как о живых существах, имеющих определённый возраст, определённый период жизни, возможности развития и перехода на другие планы бытия. Из его слов следовало, что Луна – вовсе не "мёртвая планета", как принято считать, а наоборот, "новорождённая планета", находящаяся на начальных стадиях своего развития и ещё не достигшая, – как он выразился, "степени разумности, какой обладает Земля".

— Но Луна растет и развивается, – заявил Гурджиев, – и когда-то, вероятно, достигнет того же уровня, что и Земля. Тогда около неё появится новая Луна, а Земля станет их Солнцем. Одно время Солнце было подобно Земле, а Земля походила на Луну. А ещё раньше Солнце было похоже на Луну.

Глава 3 Править

Человечество и Луна

…существуют особые силы планетарного характера, которые препятствуют эволюции больших масс и удерживают их на должном уровне.

Так, эволюция человечества, превышающая известный уровень, точнее говоря, некоторый процент, может оказаться роковой для Луны. В настоящее время Луна питается органической жизнью, питается человечеством. Человечество это часть органической жизни: следовательно, человечество представляет собой пищу для Луны. Если бы все люди стали слишком разумны, они не захотели бы, чтобы их поедала Луна.

Глава 4 Править

Возьмём один из многих созданных в Абсолютном миров, мир 3, это будет мир, изображающий общее число звёздных миров, сходных с Млечным Путём. Возьмём мир 6, это будет один из миров, созданных внутри мира 3, а именно, скопление звёзд, которое мы называем Млечным Путём; мир 12 будет одной из звёзд этого Млечного Пути, нашим Солнцем. Мир 24 будет миром планет, т.е. всеми планетами нашей Солнечной системы. Мир 48 окажется Землей, мир 96 – Луной. Если бы Луна имела спутника, это был бы мир 192 и так далее.

"Цепь миров, звенья которой составляют Абсолютное, все миры, все солнца, наше Солнце, планеты, нашу Землю и Луну, представляет собой "луч творения", в котором мы находим и себя.

Глава 5 Править

Луна: конечный пункт луча творения - Луна питается органической жизнью. – Влияние Луны и освобождение от Луны. - Беседы о Луне. – Луна как часовая гиря.

Необходимо обратить внимание на то, что идея "луча творения" и его роста из Абсолютного противоречит некоторым современным, хотя и не подлинно научным взглядам. Возьмём, например, стадию: "Солнце-Земля-Луна". Согласно научному пониманию, Луна – это холодное, мёртвое небесное тело, которое когда-то было подобным Земле, а в более ранний период – расплавленной массой, напоминающей Солнце. Земля, согласно этим взглядам, была когда-то такой же, как Солнце; она также постепенно остывает и рано или поздно превратится в замёрзшую массу, такую, как Луна. Обычно полагают, что и Солнце остывает и с течением времени станет похожим на Землю, а позже на Луну.

Идея "луча творения" и его роста из Абсолютного противоречит, следовательно, общепринятым взглядам наших дней.

"Согласно этой идее Луна – это ещё не рожденная планета, планета, которая, так сказать, рождается. Она постепенно становится теплее и со временем (при благоприятном развитии "луча творения") станет похожей на Землю и обзаведется собственным спутником, новой Луной; к "лучу творения" добавится новое звено. Земля также не становится холоднее, а разогревается и со временем сделается похожей на Солнце. Мы наблюдаем сходный процесс, например, на Юпитере, который превратится в солнце своих спутников.

В нашем мире, на Земле, действуют сорок восемь порядков законов, которым мы подвластны и которыми управляется вся наша жизнь. Если бы мы жили на Луне, мы подчинялись бы девяносто шести порядкам законов, и, следовательно, наша жизнь и наша деятельность были бы ещё более механичными, и мы лишились бы тех возможностей спастись от механичности, которые у нас сейчас есть.

В нашей системе конец "луча творения", так сказать, растущий кончик ветви – это Луна. Энергия для его роста, т.е. для развития Луны и формирования новых её отпрысков, идёт на Луну с Земли, где она создаётся объединёнными действиями Солнца, всех других планет Солнечной системы и самой Земли. Эта энергия собирается и сохраняется в гигантском аккумуляторе, расположенном на поверхности Земли, каковым является органическая жизнь на Земле. Органическая жизнь на Земле питает Луну. Всё живое на Земле-люди. животные, растения служит пищей для Луны. Луна – это огромное живое существо, которое питается всем, что живёт и растет на Земле. Луна не могла бы существовать без органической жизни на Земле, равно как и органическая жизнь на Земле не могла бы существовать без Луны. Более того, по отношению к органической жизни на Земле Луна представляет собой гигантский электромагнит. Если бы действие этого электромагнита внезапно прекратилось, органическая жизнь рассыпалась бы в прах.

Процесс роста и разогревания Луны связан с жизнью и смертью на Земле. Всё живое в момент своей смерти высвобождает определённое количество энергии, придававшей ему "одушевлённость": эта энергия, или "души" всех живых существ – растений, животных и людей – притягивается к Луне как бы гигантским электромагнитом и доставляет ей теплоту и жизнь, от которых зависит её рост, т.е. рост "луча творения". В хозяйстве вселенной ничто не теряется, и некоторая энергия, завершив свою работу на одном плане, переходит на другой.

Души, которые направляются на Луну, обладая, возможно, каким-то количеством сознания и памяти, пребывают там под властью девяноста шести законов, в условиях жизни минерала, иначе говоря, в таких условиях, откуда нет спасения другими средствами, кроме общего хода эволюции в течение неизмеримо долгих планетарных циклов. Луна находится на "краю", в конце мира; это "тьма внешняя" христианского учения, где "будет плач и скрежет зубов".

Влияние Луны на жизнь в целом проявляется во всём, что происходит на Земле. Луна – это главная, вернее, ближайшая и непосредственная движущая сила всего, что случается в органической жизни на Земле. Все движения, действия и проявления людей, животных и растений зависят от Луны и ей подчинены. Чувствительная плёнка органической жизни, покрывающая земной шар, целиком зависит от огромного электромагнита, который высасывает из неё жизненную силу. Человек, как и всякое иное живое существо, не может в обычных условиях жизни оторваться от Луны. Все его движения и, следовательно, все действия совершаются под контролем Луны. Если он убивает другого человека, это делает Луна, если он убивает себя, приносит себя в жертву ради других, это также делает Луна. Все дурные дела, все преступления, все поступки самопожертвования и героические подвиги, равно как и все действия повседневной жизни пребывают под властью Луны.

Освобождение, которое приходит вместе с ростом умственных сил и способностей, есть освобождение от Луны. Механическая часть нашей жизни зависит от Луны и подчинена ей. Если мы разовьем в себе сознание и волю, подчинив им нашу механическую жизнь и все наши механические проявления, мы выйдем из-под власти Луны.

Следующая идея, которую необходимо усвоить, – это материальность вселенной в форме "луча творения". В этой вселенной всё можно взвесить и измерить. Абсолютное так же материально, как Луна или человек. Если Абсолютное это Бог, значит, и Бога можно взвесить и измерить, разложить на составные элементы, "вычислить" и выразить в виде определённой формулы.

Материальность "всех планет" по своему порядку отличается от материальности нашей Земли, а материальность Земли – иного порядка, нежели материальность Луны

Луна подобна гире на часах. Органическая жизнь – это часовой механизм, приводимый в движение гирей; тяжесть гири, натяжение цепи на зубчатке приводят в движение колёса и стрелки часов. Если гирю удалить, движение в часовом механизме немедленно прекратится. Луна – это как бы колоссальная гиря, которая висит на органической жизни и приводит её в движение. Что бы мы ни делали, хорошее или плохое, умное или глупое, все движения колёс и стрелок нашего организма зависят от этого груза, который постоянно оказывает на нас своё давление.

Глава 7 Править

"Абсолютное, или Всё (мир 1) будет "до"; все миры (мир 3) – "си"; все солнца (мир 6) – "ля"; наше Солнце (мир 12) – "соль"; все планеты (мир 24) – "фа"; Земля (мир 48) – "ми"; Луна (мир 96) – "ре".

"Луч творения начинается с Абсолютного; Абсолютное есть Всё; это – "до". Кончается луч творения на Луне. Далее, за Луной – Ничто. Это также Абсолютное – "до".

Абсолютное 1 до

Все миры 3 си

Все солнца 6 ля

Солнце 12 соль

Все планеты 24 фа

Земля 48 ми

Луна 96 ре

Органическая жизнь – это орган восприятия Земли, но в то же время и орган излучения. С помощью органической жизни любая часть земной поверхности ежесекундно посылает лучи известного рода по направлению к Солнцу, планетам и Луне. В связи с этим Солнце нуждается в одном виде излучений, планеты – в другом, а Луна – в третьем. Всё, что происходит на Земле, создаёт подобные излучения. И многие вещи зачастую случаются только потому, что от некоторого места земной поверхности требуются особого рода излучения".

…какие бы события ни происходили в тонкой оболочке органической жизни, они всегда служат интересам Земли, Солнца, планет и Луны; в ней не может произойти ничего ненужного и независимого, потому что она была создана для определённой цели и имеет лишь подчинённое значение.

Глава 14 Править

Космическая октава "Абсолютное – Луна" в соответствии с законом трёх распадается на три подчинённые октавы. В этих трёх октавах космос подобен человеку: те же "три этажа", те же три "толчка".

Глава 15 Править

Луна и Луч творения

Ранее было сказано, что органическая жизнь передаёт на Землю разнообразные влияния планет, что она служит для питания Луны и для того, чтобы дать ей возможность расти и крепнуть. Но и Земля также растет – не в том смысле, что увеличиваются её размеры, а в том, что возрастает сознательность, восприимчивость. Влияния планет, которые были достаточны для Земли в течение одного периода её существования, становятся недостаточными; она нуждается в восприятии более тонких влияний, а для этого необходим более тонкий и чувствительный воспринимающий аппарат. Вот почему органическая жизнь должна эволюционировать, приспосабливаться к нуждам Земли и планет. Подобным же образом и Луну в течение одного периода может удовлетворять пища, которую доставляет ей органическая жизнь особого качества; но впоследствии наступает время, когда она перестаёт удовлетворяться этой пищей, не может расти на ней и начинает испытывать голод. Органическая жизнь должна суметь удовлетворять этот голод, иначе она не выполняет своих функций, не отвечает своей цели. Это означает, что для того, чтобы отвечать своей цели, органическая жизнь должна эволюционировать и стоять на уровне потребностей Земли, Луны и планет.

"Мы должны помнить, что луч творения как мы его понимаем, от Абсолютного до Луны, – подобен ветви дерева, растущей ветви. Конец этой ветви, откуда выходят побеги, это Луна. Если Луна не растет, если она не даёт и не обещает новых побегов, это означает или остановку роста всего луча творения, или необходимость для него найти другой путь своего роста, какой-то боковой отпрыск. В то же время из сказанного ранее мы видим, что рост Луны зависит от органической жизни на Земле. Если эта органическая жизнь исчезнет или умрёт, целая ветвь засохнет, во всяком случае, та её часть, которая лежит за органической жизнью. То же самое должно случиться, только медленнее, если органическая жизнь приостановится в своём развитии, в своей эволюции, если она не сумеет отвечать предъявляемым к ней требованиям. Ветвь может засохнуть; об этом следует помнить. Для луча творения, скажем, для его части "Земля – Луна", предоставлена такая же возможность развития и роста, какая предоставлена каждой ветви большого дерева. Но завершение этого роста вовсе не гарантировано; оно зависит от гармоничного и правильного действия его собственных тканей. Если развитие одной ткани прекратится, прекратится развитие и всех других тканей. Всё, что можно сказать о луче творения или о его части "Земля-Луна", в равной мере относится и к органической жизни на Земле. Органическая жизнь на Земле – это сложное явление, в котором отдельные части зависят друг от друга. Общий рост возможен только при условии, что растет "конец ветви". Или, точнее, в органической жизни существуют такие ткани, которые эволюционируют, и ткани, которые служат для этих эволюционирующих тканей средой и пищей. Затем среди эволюционирующих тканей имеются эволюционирующие клетки вместе с клетками, которые служат им средой и пищей. В каждой отдельной эволюционирующей клетке есть эволюционирующие части и части, которые служат им пищей. Но всегда и во всём необходимо помнить, что эволюция не гарантирована, а лишь возможна, что она в любое время и в любом месте может остановиться.

"Мы не обладаем ключами для того, чтобы говорить, в каком периоде эволюции планет мы существуем и есть ли у Земли и Луны время, чтобы ждать соответствующей эволюции органической жизни. Но люди, которые знают, могут, конечно, иметь об этом точные сведения, т.е. могут знать, на какой стадии своей возможной эволюции находятся Земля, Луна и человечество. Мы не в состоянии этого знать; однако нужно иметь в виду, что число вариантов никогда не бывает бесконечным.

Глава 17 Править

Следует ли понимать дело так, что люди, которые не идут по одному из путей, обречены на вечное движение по кругу, что они представляют собой только "пищу для Луны", что для них нет никакого спасения, никаких возможностей?