ФЭНДОМ

Четвертый путь Править

Глава 14 Править

В. Для меня самосожаление не является неприятной эмоцией, хотя я учитываю ее как отрицательную. Следует ли это останавливать?

О. Да, особенно если это приятно. Когда самосожаление является приятным, то это особенно ядовитая эмоция.

В. Как я могу правильно мыслить о самосожалении?

О. В мышлении о нем вы должны создавать в своем уме постоянный растворитель, отношение, которое будет разрушать ваше самосожаление, когда оно появляется. Находите комическую сторону, абсурдную сторону, находите ненормальную сторону, не церемоньтесь с самим собой. Если вы преуспели в формировании постоянного отношения, тогда, как только самосожаление появляется, лейте на него растворитель, и оно растворится. Находите то, что является глупым, что является безрассудным в самосожалении, но не путем анализа, а путем примеров. Вы найдете в этом многие черты, если вы мыслите и наблюдаете искренно, и если вы сохраняете эти черты в уме, самосожаление не осмелится поднимать свою голову.

В. Но если оно не исчезает?

О. Это означает ошибочное отношение. И не только отношение. Самосожаление не совсем нормально, поэтому изучайте его, находите все его странные черты, пытайтесь стыдиться его, не думайте и не говорите о нем так, как если бы это было чем-то безвредным или приятным.

Если вы подумаете глубже, вы увидите, что у каждого человека есть какое-то страдание, скажем, самосожаление. Человек никогда не отказывается от этой жалости к себе, это наиболее ценное имущество человека, он носит его с собой, ставит его на самое лучшее место; человек никогда не будет даже думать о том, чтобы сделать усилие и отделаться от самосожаления.

Учение Гурджиева (Дневник ученика)К.С. Нотт Править

Нью-Йорк и Фонтенбло 1925-1926 Править

Когда мы погрязаем в жалости к себе, в негодовании, в безрассудной ненависти к другим, мы становимся каналами, проводящими страдание. Жалость - божественное чувство, жалость к себе - дьявольское. Мы не хотим себе давать отчета в том, что зачастую бываем переполнены чувствительной жалости к себе. Жалость к себе есть расстройство эмоций, сокрушение по поводу своей участи и стремление возложить на родителей, условия и людей вину за собственное скверное состояние; жалость к себе является одним из проявлений отрицательной эмоции, которая внушает другим неприязнь к нам и в которой под маской самоуничтожения, чувства собственной приниженности часто скрывается чрезмерное самоунижение.