ФЭНДОМ

Править

В. Когда вы говорите “воображение”, подразумеваете л

О. Воображение имеет много аспектов; оно может быть просто обычными мечтаниями или, например, воображением несуществующих сил в себе самом. Это одно и то же, воображение работает без контроля, оно течет само собой.

В. Человек является самообманутым?

О. Человек не принимает это за самообман: человек воображает нечто, затем верит в это и забывает, что это было воображение.

Каждый центр имеет свою собственную память, свое собственное воображение и свою собственную волю.

В. Я интересуюсь вопросом о воображении. Полагаю, что обычно мы придаем этому слову неправильное значение.

О. В обычном значении слова “воображение” упущен наиболее важный фактор, но в терминологии настоящей системы мы начинаем с того, что наиболее важно. Наиболее важным фактором в каждой функции является: “Находится ли она под нашим контролем или нет?” Так, когда воображение находится под нашим контролем, мы даже не называем его воображением; мы называем его различными именами: способностью вызывать отчетливые зрительные образы, творческим мышлением, изобретательным мышлением — вы можете найти имя на каждый специальный случай. Но когда оно приходит само по себе и управляет нами, так что мы в его власти, тогда мы зовем это воображением.

Опять-таки, имеется другая сторона воображения, которую мы опускаем в обычном понимании. Это то, что мы воображаем несуществующие вещи, например, несуществующие способности. Мы приписываем себе силы, которых не имеем; мы воображаем себя самосознающими, хотя не являемся таковыми. Мы имеем воображаемые силы и воображаемое самосознание, воображаем себя едиными, тогда как в действительности содержим в себе много различных “я”. Имеется много таких вещей, которые мы воображаем о себе и о других людях. Например, мы воображаем, что можем “делать”, что имеем выбор; мы не имеем выбора, не можем “делать”, вещи просто случаются с нами.

В действительности мы воображаем себя. Мы не то, что воображаем о себе.

В. Имеется ли какая-нибудь разница между воображением и мечтанием?

О. Если вы не можете управлять мечтанием, это значит, что оно есть часть воображения; но не все. Воображение имеет много различных сторон. Мы воображаем несуществующие состояния, несуществующие возможности, несуществующие силы.

В. Могли бы вы дать мне определение отрицательного воображения?

О. Воображение всякого рода неприятных вещей, мучение самого себя, воображение всяких вещей, которые могут случиться с вами или с другими людьми — вещи, подобные этим; оно принимает различные формы. Некоторые люди воображают различные болезни, некоторые воображают несчастные случаи, другие воображают злополучие.

Глава 2 Править

Что касается борьбы с воображением, то она предлагается именно как борьба: это не значит, что мы можем остановить его. Чтобы остановить воображение, необходима значительно большая энергия, чем мы имеем, — мы можем только пытаться остановить его. Мы ничего не можем, мы можем только пытаться. Мы можем только начать что-либо, и если мы начнем многие вещи сразу, то получим некоторые результаты. В настоящей системе возможно начать со многих сторон, и тогда появятся результаты.

Глава 3 Править

В. Почему двигательный центр может остановить воображение? Например, я нахожу, что садоводство или любая физическая работа помогают остановить его.

О. Это значит, что один и тот же центр заня и воображением, и садоводством. Это только доказывает, что воображение есть функция двигательного центра.

Мы думаем, что органы работают сами по себе — это воображение. Они управляются инстинктивным центром. Это есть "инстинкт" в действительном смысле по отношению к человеку.

Особенно важно наблюдать эмоциональные части и изучать вещи, которые привлекают и удерживают внимание, так как они вырабатывают воображение.

В. Я нахожу, что если я управляю моим вниманием даже в течение короткого времени, я не могу воображать.

О. Совершенно верно, так как воображение продолжается в механических частях центров, без внимания. Если внимание на чем-то сосредоточено, воображение останавливается.

Не позволяйте себе думать механически. Механическое мышление преобразуется в воображение.

...в отрицательных эмоциях всегда присутствуют две вещи — отождествление и отрицательное воображение. Без отрицательного воображения и отождествления отрицательные эмоции не могут существовать.

Глава 5 Править

Пытайтесь вообразить себя сознательными — это было бы правильным применением воображения. Мы развиваем силу воображения абсолютно неправильным я бесполезным образом, который всегда создает затруднения для нас. Но теперь, в виде исключения, попытайтесь применить ее и вообразить себя сознательным. Попробуйте думать, как вы стали бы действовать, думать, говорить и т. д.

В нас, какими мы являемся, высшие состояния не могут сохраняться; они только сверкают, а если сохраняются, то это воображение.

Почти все, что мы знаем о себе, является воображением. Под всем этим нагромождением человек совершенно иной. У нас есть много воображаемых вещей, которые мы должны отбросить, прежде чем сможем прийти к реальным вещам. Пока мы живем в воображаемых вещах, мы не можем видеть ценности реального; и только когда приходим к реальным вещам в себе самих, мы можем увидеть, что же является реальным вне нас. В нас развилось слишком много случайного.

Глава 10 Править

...наиболее худшей формой воображения, с точки зрения приобретения постоянного центра тяжести, является вера в то, что человек способен что-либо делать сам.

Глава 14 Править

Под воображением я не имею в виду мечтание; я подразумеваю скорее представление себе вещей, которые не существуют ни в самом себе, ни в других людях. Каждый должен пытаться обнаружить этот род воображения в самом себе, к чему оно относится.

В. Я чувствую, что моим главным препятствием является воображение, главным образом о самом себе. Существует ли против этого какая-нибудь специальная работа?

О. Воображение может быть очень разным. Если и есть какие-то специальные методы, то найти их можно только после детального изучения. Если вы спрашиваете меня вообще, я могу ответить только одно — самовоспоминание.

Если вы имеете в виду мечтания, то они являются только половиной нашего воображения, и наиболее невинной половиной. Конечно, они означают потерю времени, но мы растрачиваем время столь многими путями, что немного больше или меньше не составляет большой разницы. Значительно более опасно, если вы воображаете определенные качества в самих себе, в других людях, в человечестве или в природе, а затем начинаете верить в эти воображаемые представления и вкладываете в них вашу веру. Мы окружены этими воображаемыми качествами, и именно с ними мы должны бороться.

В. Сопротивляясь воображению, следует ли находить его причину?

О. Нет, сразу его останавливать. Причины есть всегда. Заменяйте воображение чем-то другим — некоторым намеренным мышлением.

В. Почему нет никакой ценности в наблюдении и изучении воображения как средства самопознания?

О. Вы очень скоро увидите, что это ничего не дает. Воображение всегда вращается по одному и тому же кругу. Это неконтролируемая умственная деятельность, и путем воображения мы создаем многие ложные ценности, сохраняем их и используем их в нашем мышлении. Вот почему воображение является опасным. Мы ничего не проверяем. Мы воображаем вещи либо потому, что они нам нравятся, либо потому, что они нам не нравятся и мы боимся их. Мы живем в воображаемом мире.

В. Это бегство от реальности?

О. Это не сознательное бегство, но это происходит таким образом. Это частично относится к умственной лени; например, легче воображать вещь, чем изучать ее.

В. Не легче ли остановить воображение, обладая знанием о нем?

О. Нет, вы можете знать о воображении, но оно все-таки будет продолжаться. Необходимо специальное усилие, чтобы остановить его. Мы столь механичны, что мы можем знать и все-таки делать то же самое.

В. Мне трудно понять, что воображение входит во все наши эмоции.

О. Любая эмоция, основанная на отождествлении, есть воображение. Отождествление есть признак воображения. Когда вы найдете эмоцию без отождествления, это будет эмоция без воображения.

В. Только ли с помощью мысли можно выяснить, что является воображением?

О. Нет, не мыслью, но вниманием, так как воображение происходит без внимания. В тот момент, когда вы обращаете внимание на воображение, оно прекращается.

В. Вы хотите сказать, что человек не может наблюдать воображение, не остановив его?

О. Вы не можете наблюдать его долго. Если вы просто замечаете его, оно может продолжаться, но если вы удерживаете внимание на нем, оно прекращается. Внимание действует подобно свету, а воображение похоже на химический процесс, который может происходить только в темноте и прекращается при свете.

В. Не означает ли это, что когда вы замечаете его, появляется мысль?

О. Мысль приносит внимание. Внимание — это иная способность, так как даже мысль может происходить без внимания. Но Мысль может работать с вниманием, тогда как воображение не может. Некоторые способности могут работать только с вниманием, а некоторые другие могут работать без внимания.

В. Какая разница между обычной мыслью и воображением?

О. Намеренное или произвольное; контролируемое или неконтролируемое.

В. Воображение является одной из наиболее сильных вещей в человеке и в то же время наиболее бесполезной. Почему?

О. Это плохая привычка, форма сна, слабость. Это легко, не требует какого-либо усилия. Все остальное требует усилия.

В. Можно ли надеяться на то, что мы в конце концов сможем отделаться от воображения?

О. Мы не можем говорить о конечном результате, он слишком далек. Первый шаг — это понять, как много времени занимает воображение, второй — отдавать ему меньше.

В. Я не могу различить, что является воображением, а что нет, и не знаю, как мне начать различать.

О. Никто не может помочь вам начать, вы должны начинать сами. Вы должны ловить себя в воображении: я не имею в виду грезы. Вы должны создать для себя некий стандарт воображения, — тогда, когда вы сомневаетесь, вы можете сравнивать. Воображение может принимать три формы: пассивное воображение, воображение, проявляющее себя в разговоре, и воображение, проявляющее себя в действии. В нашей деятельности есть много направлений, каждое из которых совершенно отлично от другого. Некоторые начинаются с усилия и продолжаются с усилием. Другие могут быть воображением. Человек может думать, что что-то является усилием, когда в действительности это воображение, проявляющееся в деятельности, которая не может остановиться и не требует никакого усилия. Разговор — то же самое: некоторые люди должны говорить, другие должны делать что-то, но и то, и другое — проявления воображения.

В. Мне кажется, что воображение находится в памяти, переходя от одной ассоциации к другой. Является ли это правильным наблюдением?

О. Нет. Память сама по себе ни за что не отвечает. Память беспристрастна; она поставляет материал для всего, чего вы хотите. Вы можете использовать ее для серьезного мышления, воображения, выражения отрицательных эмоций и т. д.

...мы увеличиваем страдание за счет воображения. Реальное страдание существует, но оно ограничено многими вещами, например, временем. Но ничто не может прекратить или ограничить воображаемое страдание.

Учитывайте возможность воображения. Скажем просто, что вы чувствуете нечто новое в вещах. Но когда вы начинаете объяснять это, вы начинаете воображать. Не пытайтесь объяснять, просто оставьте это. Иногда вы можете чувствовать странные вещи, но объяснения всегда ошибочны, так как вы чувствуете очень хорошим аппаратом, а объясняете другим аппаратом, очень грубой машиной, которая на самом деле не может объяснять.

Р. Коллин Теория сознательной гармонии Править

11 Января 1950 Править

Помните, что есть два вида воображения: воображать, что то, что ложно - истинно, но еще - воображать, что то, что истинно - ложно. Можно вывести человека из первого; но как вывести его из второго?

6 Июня 1952 Править

Я понимаю это чувство, когда люди говорят, что их жизнь с каждым днем все больше похожа на поэзию. Я думаю, так и должно быть, и это чувство должно быть намного более напряженным, чем любое из известных нам теперь. Поэзия - это свободное движение, некая магия небесного ритма. Наша беда в том, что мы все еще слишком инертны. Есть только одна опасность в этом поэтическом чувстве. Это то, что оно обращается внутрь и становится воображением, отделяя нас от других людей. Когда оно работает как должно, то всегда соединяет нас живыми связями со всеми людьми и всем окружающим, разрушает барьеры, и дает нам выход в больший мир.

15 Декабря 1952 Править

Успенский часто говорил, что есть три вида людей: те, чья главная трудность - негативные эмоции, те, чья главная трудность - воображение, и те, чья главная трудность - форматорное [механическое] мышление.

15 Февраля 1952 Править

Проблема для всех нас - это видеть различие между помощью, которую мы получаем, и тем, что накручивает вокруг этого наше собственное воображение. Это не значит, что мы не должны иметь вовсе никакого воображения, и что мы не должны разрабатывать что-то сами для себя. Но мы должны знать, что первично, а что добавили мы сами. Иначе все спутывается. Магический талисман в этом процессе - самовоспоминание...

9 Августа 1953 Править

...Весь упор делался на невыражении негативных эмоций, и на опасностях воображения. Вероятно это было все, что было возможно в то время. Но поразительно, как все наши люди здесь единодушны в том чувстве, что для нас теперь возможна трансформация негативных эмоций непосредственно в любовь и понимание. А также что намеренное воображение, подкрепленное знанием законов и пониманием, - это один из наших главных путей к осознанию новых состояний и новых возможностей - как наших индивидуальных, так и всей Работы как целого...