ФЭНДОМ

Четвертый путь Править

Глава 3 Править

Механические части не требуют внимания. Эмоциональные части требуют сильного интереса или отождествления, внимания без усилия или стремления, ибо внимание привлекается и сохраняется путем притяжения самого предмета. А в интеллектуальных частях вы должны управлять вашим вниманием.

Когда вы привыкнете управлять вниманием, вы сразу увидите, что я имею в виду. Сначала характер действия покажет вам, какой центр внутри вас, а затем наблюдение внимания покажет вам часть центра.

Особенно важно наблюдать эмоциональные части и изучать вещи, которые привлекают и удерживают внимание, так как они вырабатывают воображение. Изучение внимания является очень важной частью самоизучения, и если вы начнете наблюдать это деление центров на части в дополнение к делению на сами центры, это даст вам возможность различать более мелкие детали и поможет вам изучить внимание.

В. Возможно ли для нас таких, какими мы являемся, уделить внимание чему-либо без отождествления?

О. Несомненно. Только вы должны различать внимание от отождествления. Внимание может быть управляемо, отождествление является механическим.

В. Не сказали ли вы, что мы имеем три рода внимания?

О. Нет. Внимание одно, нет другого внимания. Но иногда вы можете действовать без внимания — вы можете делать многие вещи, даже нормальные, логические вещи безо всякого внимания. В других случаях внимание привлекается и сохраняется путем притяжения самой вещи, а в третьем случае внимание является управляемым.

В. Я нахожу, что если я управляю моим вниманием даже в течение короткого времени, я не могу воображать.

О. Совершенно верно, так как воображение продолжается в механических частях центров, без внимания. Если внимание на чем-то сосредоточено, воображение останавливается.

В. Разве управлять вниманием может только тот, кто помнит себя?

О. Это более или менее одинаково, но в то же самое время управляемое внимание возможно в обычной жизни. Иногда люди могут управлять своим вниманием и выполнять интересную работу, ничего не зная о самовоспоминании. Хотя управляемое внимание очень близко к самовоспоминанию, все же между ними имеется разница. Внимание может быть только в одном центре, в то время как самовоспоминание требует работы трех или даже четырех центров.

В. Не очень ли легко для управляемого внимания стать отождествлением?

О. Нет, они совершенно различны. Одно представляет собой максимум контроля, другое — минимум контроля. В отождествлении нет возможности для контроля.

В. Можно ли подтолкнуть интеллектуальный центр к работе?

О. Развивайте внимание. Вы увидите тогда, что это дает различные результаты. Думайте со вниманием. Не позволяйте себе думать механически. Механическое мышление преобразуется в воображение.

В. Какая разница между сознательной и умышленной работой?

О. Мы не можем говорить о сознательной работе, так как мы не сознательны. Что касается умышленной работы — если вы совершаете какую-то работу и должны уделять ей свое внимание, то, даже не замечая этого, часть вашего усилия будет связана с сохранением внимания на том, что вы делаете. Но если она становится совершенно механической, то в этом случае вы можете думать о чем-либо еще, тем не менее ваши руки будут по-прежнему совершать ее. Это будет механическая часть центра. Если ваша работа требует постоянного размышления, изобретательности, приспособления, вы должны работать с интеллектуальными частями. И это очень важный пункт, так что, если человек начнет наблюдать себя с точки зрения внимания, он сможет изучить различные значения своих умственных процессов. Таков ключ к этим машинам.

В. Я нахожу, что попытка сохранить внимание неподвижным отнимает большое количество энергии. Означает ли это, что я делаю это неправильно?

О. Нет, вы должны применять энергию, чтобы сохранить внимание. Это работа, а работа требует энергии, хотя, с другой стороны, она сберегает энергию — она сберегает растрату энергии в другом направлении. Если вы делаете вещи без внимания, это будет означать значительно большую потерю.

В. Почему так трудно контролировать внимание?

О. Недостаток привычки. Мы слишком привыкли позволять вещам случаться. Когда мы хотим контролировать внимание или еще что-либо, мы находим это трудным, так же, как трудна физическая работа, если мы не привыкли к ней.

Глава 5 Править

...если вы сознательны в то время, когда наблюдаете, линия вашего внимания будет походить на две стрелки: одну, показывающую внимание, направленное на ту вещь, которую вы наблюдаете, и другую — на себя.

Внимание направлено как на меня, так и на вещь, которую я вижу. Это двойное внимание является формой мышления, соответствующей другому состоянию сознания.

В. Не является ли акт направления внимания методом изменения состояния сознания?

О. Некоторый контроль внимания необходим даже в обычной жизни. Но внимание может быть отвлечено, или оно может контролироваться, а это имеет совершенно различное значение.

В. Какое различие в значении внимания и сознания?

О. Внимание может быть рассмотрено как элементарное начало сознания — первая ступень. Это не есть полная осведомленность, ибо оно направлено только по одному пути. Как я сказал, сознание требует двойного внимания.

...внешнее учитывание означает по меньшей мере внимание. Поэтому, практикуя неотождествление, пытаясь контролировать внимание, вы найдете много возможностей изучения внешнего учитывания, и, если вы отыщете примеры, возможно, найдете и методы борьбы с внутренним учитыванием и трансформации его в практику внешнего учитывания.

Глава 9 Править

В. Можете ли вы сказать мне о процессе, посредством которого внимание обновляется, когда его контролируют?

О. В этом случае внимание зависит от свободной энергии: если вы имеете энергию в резерве, внимание будет работать, если не имеете свободной энергии, оно очень быстро истощится. Таким образом, это зависит от количества энергии, а ваш резерв энергии зависит от того, как вы пользуетесь ею...

Глава 10 Править

В. Является ли внимание синонимом воли?

О. Нет, иначе не было бы необходимо употреблять два слова. Но контролирующее внимание есть начало воли.

Глава 13 Править

В. Зависят ли моменты внимания от отсутствия рассеянности?

О. Рассеянность всегда есть, но мы должны иметь контроль. Если мы полагаемся на обстоятельства, работа будет находиться в эмоциональных частях центров, не в интеллектуальных частях. Если она находится в интеллектуальных частях, она требует направленного внимания. Наши центры полностью развиты и ждут использования, но мы не используем их более высокие части.

Глава 14 Править

...воображение происходит без внимания. В тот момент, когда вы обращаете внимание на воображение, оно прекращается.

В. Вы хотите сказать, что человек не может наблюдать воображение, не остановив его?

О. Вы не можете наблюдать его долго. Если вы просто замечаете его, оно может продолжаться, но если вы удерживаете внимание на нем, оно прекращается. Внимание действует подобно свету, а воображение похоже на химический процесс, который может происходить только в темноте и прекращается при свете.

В. Не означает ли это, что когда вы замечаете его, появляется мысль?

О. Мысль приносит внимание. Внимание — это иная способность, так как даже мысль может происходить без внимания. Но мысль может работать с вниманием, тогда как воображение не может. Некоторые способности могут работать только с вниманием, а некоторые другие могут работать без внимания.

Взгляды из реального мира Править

Нью-Йорк, 9 декабря 1930 г. Править

Вопрос: Как можно приобрести внимание?

Ответ: Люди лишены внимания. Вашей целью должно быть его приобретение. Самонаблюдение возможно лишь после приобретения внимания. Начинайте с мелочей.

Вопрос: С каких мелочей можно начинать? Что нам надо делать?

Ответ: Ваши нервозные и беспокойные движения сознательно или бессознательно заставляют каждого человека видеть, что вы не обладаете авторитетом, что вы просто клоун. С этими беспокойными движениями вы не можете быть кем-то. Первое, что вам надо сделать, - остановить эти движения. Сделайте это своей целью, своим идолом. Заставьте свою семью помогать вам. Только после этого вы, может быть, сумеете приобрести внимание. Это - пример деланья.

Америка, 29 марта 1929 г. Править

...обычно у человека бывает лишь одно внимание, направленное на то, что он делает. Его ум не видит чувств и наоборот.

"Аббатство", 19 января 1923 г. Править

Наши различные части обладают разным вниманием; его длительность и сила пропорциональны полученному материалу. Та часть, которая получает больше материала, обладает большим вниманием.

Поскольку ум получает для питания меньше материала, его внимание, т.е. память, оказывается кратким; оно действует лишь до тех пор, пока сохраняется этот материал.

Р. Коллин Теория сознательной гармонии Править

27 Октября 1949 Править

Внимание обладает способностью удерживать в виде неподвижного поля некую невидимую материю или энергию в молекулярном состоянии, которая при отсутствии внимания распыляется. Материя в молекулярном состоянии имеет все возможности проникновения, безграничного расширения и сжатия, и так далее, которых сам этот физический организм, конечно, не имеет; и в некоторых обстоятельствах, посредством выполнения с большим вниманием упражнения "думание - представление - ощущение", это "переживание" материи в молекулярном состоянии может, я думаю, установить обратную связь с пониманием. Определенно, что изучение таким способом законов может дать очень интересные результаты. Я считаю эту идею - о том, что внимание контролирует материю в молекулярном состоянии - одной из величайших по важности для нас, и убедился на опыте, что она на самом деле ведет к чрезвычайно интересным вещам.

2 Марта 1956 Править

...Материей души управляет внимание. Если мы по-настоящему отдаем наше внимание другим - их нуждам, их надеждам, их проблемам - мы начинаем отдавать нашу душу. И этим душа растет. Если же человек держит душу при себе, она вянет и сходит на нет. Если кому-то кажется слишком ужасным думать об отдавании души, пусть представит себе это как излучение. Качество, сила и гармония того, что мы излучаем на людей, близко связаны с ростом души. И мы должны научиться излучать сознательно, то есть с вниманием и волей. ...Отдавать все внимание самоизучению - это лишь определенная стадия работы. Если она продолжается слишком долго, люди становятся профессиональными студентами - и нет ничего бесполезнее их. Им необходимо начать переводить фокус своего внимания с самих себя на свою реальную жизненную работу, какой бы она ни была. И чем скорее они поймут, чем должна быть их работа в жизни, тем скорее придут к реальности. После этого все самонаблюдение становится случайным - просто регистрированием того, что помогает или мешает тому, что нужно делать.

5 Марта 1956 Править

... Если человек не отдает своего внимания тому, что по-настоящему интересно, он отдает свое внимание самому себе - тому, кто ведет его в никуда.